Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин: биография

Александр Покрышкин: биография и подвиги небесного аса СССР

Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин: биография

 Александр Иванович Покрышкин родился 13 ноября 1913 года в небольшом городке Новониколаевск Томской области. Ничто не предвещало того, что в бедной простой и многодетной семье родится один из самых лучших пилотов-истребителей в истории авиации. Любовь и интерес к этой науке появились еще в детстве. Как и сотни других детей Покрышкин окончил семилетнюю школу.

Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г

Но для поступления в авиационную школу требовалось сначала получить рабочую профессию. Отец будущего аса не поддерживал стремлений своего сына, что стало причиной ухода юноши из отчего дома навсегда, Молодой Покрышкин идет работать на стройку и параллельно он поступил в техническое училище города Новониколаевск.

А вы слышали о подвигах Покрышкина?

Следом за этим было обучение в сельскохозяйственном институте на факультете машиностроения.В 1931 году Александр Иванович с успехом вступает в комсомол партии.

Военный путь

Александр Иванович понимал, что только армия может помочь реализоваться как пилоту-истребителю. По-этому, в начале июня 1932 года будущий маршал авиации вступает в ряды Красной Армии. Дальше шли месяцы и годы беспрерывного обучения в различных авиационных школах Советского Союза. Где бы Покрышкин не учился, он всегда получал диплом с отличием.

Подвиги

 22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.

Легендарный советский Су-2

На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.

  Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.

Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года

Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза.

К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза.

Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.

19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.

 Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!

 Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.

Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .

По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!

Мирная жизнь

 После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.

 Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.

Капитан советской авиации Покрышкин

 Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.

Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь.

В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.

 13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы.  Супруга маршала, пережила его на 15 лет.

 Каждого человека ведет по жизни мечта

Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!

Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин

Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.

Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!

Источник: https://oSSSR.ru/people/geroi/aleksandr-pokryshkin/

Покрышкин Александр Иванович – Маршал Авиации – Биография

Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин: биография

Российский военный деятель. Маршал авиации. Летчик-ас. Первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат военных наук. Член Президиума Верховного Совета СССР. Депутат Верховного Совета Советского СоюзаССР. Второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Александр Покрышкин родился 19 марта 1913 года в городе­ Новосибирск. Мальчик появился на свет в семье рабочего. Окончил школу­-семилетку в 1928 году и школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Сибкомбайн» в 1932 году. Работал слесарем­-лекальщиком на заводе.

     В Рабоче-крестьянскую красную армию вступил с июня 1932 года. Через год окончил третью Пермскую военную школу авиационных техников, а через два года ­Сталинградское военно-авиационное училище летчиков.

С декабря 1934 года служил техником звена связи 74-­й стрелковой дивизии Северо­ – Кавказского военного округа в Краснодаре. Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе.

В ноябре 1938 года направлен в первую Качинскую военную авиационную школу летчиков имени Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году.

     С декабря 1939 года ­стал младшим летчиком 55-­го истребительного авиационного полка ВВС Одесского военного округа. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ­-3. 

     На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик «Су-­2», пилотируемый командиром эскадрильи 211­-го бомбардировочного авиационного полка Ивана Гудзенко. Этот случай ему долго будут припоминать и начальство, и особый отдел собственной безопасности.

     В конце июня, в воздушном бою с пятью «Me­-109» в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам оказался подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку.

Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолетов противника, но из­-за уничтожения полковых документов не были ему засчитаны.

В ноябре 1941 года старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи того же полка.

     За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     К августу 1943 года, гвардии-майор Покрышкин совершил 455 боевых вылетов, сбил лично 30 самолетов противника. За выдающиеся подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии майору Александру Ивановичу указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 24 августа 1943 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

     Покрышкин являлся автором многих новых тактических приемов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боев. Одним из первых стал практиковать «свободную охоту».

Сам отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолета. Его тактику и боевые приемы распространили затем на всех фронтах.

В феврале 1944 года его вызвал в Москву командующий ВВС Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

     За образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко­-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 19 августа 1944 года гвардии полковнику Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание трижды Героя Советского Союза с вручением третьей медали «Золотая Звезда». Таким образом, летчик стал первым трижды Героем Советского Союза.

     После войны продолжил службу в Вооруженных Силах. В июне 1945 года направлен на учебу. Через три года окончил Общевойсковую академию вооруженных сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе.

С января 1949 года являлся заместителем командира 33­-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

С июня 1951 года назначен­ командиром 88­-го истребительного авиационного корпуса Противовоздушной обороны.

     С августа 1971 года ­занимал должность председателя Центрального Комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Через десять лет стал военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны.

     Также, герой являлся Кандидатом военных наук. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. С 1979­ года на протяжении пяти лет входил в Президиум Верховного Совета СССР.

     Александр Иванович Покрышкин скончался 13 ноября 1985 года. Похоронен великий русский летчик-асс в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды Александра Покрышкина

Источник: https://ruspekh.ru/people/pokryshkin-aleksandr-ivanovich

Подвиги советского аса Александра Покрышкина

Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин: биография

19 марта 1913 года в Новониколаевске, а ныне Новосибирске, на свет появился будущий маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. За смелость и мастерство его уважали не только товарищи по оружию, но и враги.

Смелый летчик-истребитель также разработал новые приемы воздушного боя, которые позволили нашим пилотам завоевать господство в воздухе. По свидетельству современников, Покрышкин пользовался непререкаемым авторитетом среди летчиков, который основывался не только на его военных талантах, но и на поступках.

Мы вспоминаем военные и жизненные подвиги советского аса.

За одного битого двух небитых дают

Боевое крещение Александр Покрышкин получил 22 июня 1941 года, а на другой день, при разведке переправ через реку Прут, он вместе с напарником встретил несколько немецких Ме-109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования, короткими очередями Покрышкин зажег одного из “мессеров”. Завороженный видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя. “Короткий, сухой треск обрывает ход моих мыслей. Какая-то сила поворачивает машину вокруг оси, и я зависаю вниз головой. Выровняв самолет, вижу, что один “мессершмитт” стремительно проскочил вперед, а второй заходит для атаки сзади. А моя машина повреждена серьезно. В правом крыле зияет большая дыра. Она так уменьшает подъемную силу, что самолет все время норовит перевернуться. Другой снаряд попал в центроплан”, – пишет в своих воспоминаниях Александр Покрышкин. К счастью будущему асу удалось посадить поврежденную машину на свой аэродром. Однако это была не первая плата за науку побеждать. Через десять дней МИГ Покрышкина был подбит огнем зенитной артиллерии, а потом – истребителями врага и ему пришлось пешком выходить из окружения. Впрочем, скоро “ученик” с лихвой рассчитался со своими “учителями”. За 1418 дней Великой Отечественной войны он совершил 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.

Лихой угон

Летом 1942 года Александр Покрышкин вместе с пилотом биплана У-2 прилетел в Ставрополь. Они обнаружили на пустом аэродроме исправный истребитель МИГ-3, и тут летчики узнали, что город захвачен немцами. Тогда Покрышкин решил угнать истребитель. Самолет взлетел, когда на аэродром уже въезжали немецкие мотоциклисты. “Пролетая над самыми крышами домов Ставрополя, я увидел на улицах десятки танков с крестами на бортах. Вот когда мне стало по-настоящему страшно и за нашу непродуманную посадку, и за все действия на аэродроме. Только сейчас понял, какой большой опасности мы себя подвергали”, – вспоминает Александр Иванович в автобиографической книге “Познать себя в бою”.

Семь сбитых самолетов за день

12 апреля 1943 года в районе станицы Крымской Александр Покрышкин проводит выдающийся по результативности воздушный бой. В тот памятный день, как вспоминал впоследствии генерал-майор Юрий Устинов, капитан Покрышкин сбил четыре Ме-109, а вечером уничтожил еще три фашистских самолета, доведя счет сбитых за день до семи. – Мы обеспечивали внезапность появления над районом прикрытия, стремительность удара по воздушному противнику, если он появится. При необходимости, за счет разогнанной на снижении скорости, мы могли быстро захватить превосходство и в высоте. А кто выше – тот и хозяин в воздухе, – писал в наставлении для других летчиков Покрышкин.

Высота – скорость – маневр – огонь

Широко известен бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным “аэрокобр” рассеяла и повернула назад 27 бомбардировщиков Ю-87, которых прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала боем истребители противника, а остальные “соколиным ударом” (пикирование с высоты) расстреляли 12 “юнкерсов”, четверых из них сбил Покрышкин. Возвращаясь на аэродром, он сжег пятый бомбардировщик. В очерке “Хозяин неба – Александр Покрышкин” фронтовые корреспонденты Малышко и Верхолетов писали: “Разве он стреляет? – говорят о нем друзья. – Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь”. Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп”. Вскоре прославленный ас назовет в военной печати формулу своего успеха: “Высота – скорость – маневр – огонь”.

Внимание! В воздухе Покрышкин

В документальном фильме “Неизвестный Покрышкин” показаны кадры кинохроники, на которых виден воздушный бой, сопровождаемый радиоперехватом немецкого пункта наведения самолетов. Из радиоприемника раздаются панические крики на немецком языке: “Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!…”. Современным зрителям, избалованным высокими технологиями, может показаться, что радиоперехват – это спецэффекты, но это не так. Биограф Покрышкина – писатель Алексей Тимофеев, собрал много доказательств подлинности этого сигнала. “Механик по радиооборудованию в покрышкинской дивизии Гурвиц рассказывал: “У нас в звене управления стоял хороший американский радиоприемник. Когда наши уходили в бой, мы настраивали его и слушали, что происходит в воздухе. Доносилось до нас и немецкое “Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!..” Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке Горелов подтвердил мне это: “Наши наводчики с земли часто называли его фамилию. И что поразительно – немцы уходили немедленно! Раз – и вдруг никого! Так они начали пугать самих себя…”. Да и иностранные авторы отдают должное советскому летчику-истребителю. В книге о лучшем пилоте Германии – Эрихе Хартмане, в главе “Сталинские соколы” главное место отводится Покрышкину. “Пропагандистская война не должна заставить нас пытаться скрыть достижения Покрышкина как аса, командира и военачальника. Его слава более чем заслужена, и совершенно справедлив рассказ о нем”, – пишут авторы книги.

Кстати

Не многим известно, что фильм “В Бой идут одни старики” мог быть менее зрелищным, если бы не помощь маршала авиации Александра Покрышкина. Дело в том, что у режиссера Леонида Быкова не было самолетов для съемок “натуры”. Он обратился за помощью к руководителю ДОСААФ Покрышкину. Тот попросил оставить ему на несколько дней сценарий, чтобы поближе познакомиться с материалом. Но нескольких дней не понадобилось. Буквально за одну ночь Покрышкин “проглотил” сценарий и распорядился предоставить для съемок четыре спортивных “Як-18” и чехословацкий “2-326”, внешне похожий на “Мессершмитт-109”.

27 декабря 1973 года состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На нее были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, и рассказывал этот фильм – летчики-фронтовики.

Одним из них был трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что Покрышкин вытирает слезы.

За год проката кинокартину посмотрели 44 миллиона 300 тысяч зрителей.

Источник: https://rg.ru/2014/03/19/pokrishkin-site.html

Биография Александра Покрышкина – Александр Покрышкин

Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин: биография

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (по старому стилю 21 февраля) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ “Сибкомбайнстроя” по специальности слесарь‑инструментальщик.

В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре.

Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ.

Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на “отлично” сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы.

Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.

В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 “Аэрокобра”, отличился во время боев на Кубани.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Второй медали “Золотая Звезда” Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника.

К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали “Золотая Звезда”.

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба.

Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР.

В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех “Золотых Звезд”, 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два — Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден “За службу Родине в ВС” 3 степени, медали. 

Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль “За боевые заслуги” США от имени президента Франклина Рузвельта.

Покрышкин — автор книг “Крылья истребителя”, “Твоя почетная обязанность”, “Небо войны”, “Познать себя в бою”.

Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя “Покрышкин “. В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро “Покрышкинская”. В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.

Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.

Источник: https://www.sites.google.com/site/apokryskin/biografia-aleksandra-pokryskina

«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации

Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин: биография

75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками, став первым в стране обладателем трёх высших наград.

По итогам Второй мировой войны он был вторым по результативности пилотом-истребителем среди асов стран антигитлеровской коалиции. Некоторые эксперты полагают, что его показатели могут быть выше официально признанных цифр, поскольку часть своих побед он записал на ведомых.

За годы Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв и сбил 59 вражеских самолётов. Он уделял большое внимание разработке тактики действий авиации и подготовке молодых лётчиков.

После войны Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны и системы ДОСААФ. В декабре 1972 года ему было присвоено звание маршала авиации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии полковник Александр Покрышкин был впервые в истории страны трижды удостоен звания Героя Советского Союза. К тому моменту на его счету было уже 550 боевых вылетов и 53 подтверждённые воздушные победы.

Детство

Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (Новосибирске) Томской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он впервые увидел самолёт Общества друзей воздушного флота.

С того дня Александр решил готовиться к тому, чтобы стать лётчиком, в частности активно занялся спортом.

В возрасте 13 лет он устроился подмастерьем к своему дяде, который считался лучшим кровельщиком в городе.

В 1928 году Александр окончил семь классов школы, после чего поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) «Сибкомбайнстроя». Его будущая стипендия была значительно ниже заработка кровельщика.

Отец разозлился и обозвал его нахлебником, а Александр собрал вещи и ушёл из дома — как оказалось, навсегда.

Однако Покрышкин продолжил поддерживать семью, даже проживая отдельно, — сначала помогал отцу, а после его смерти отправлял деньги матери.

Путь в небо

В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу.

В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде.

Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.

Также по теме

«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели 80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…

На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.

В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.

Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца.

Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику.

Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.

  • Александр Покрышкин
  • © Марк Редькин/РИА Новости

Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.

«Внимание! Покрышкин в воздухе!»

Лётчик принимал участие в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Он быстро открыл счёт своим воздушным победам над гитлеровцами, но в начале войны по недоразумению подбил советский бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский самолёт.

Покрышкин не раз был на волосок от гибели. В одном из боёв в кабину его самолёта попала пуля, рикошетом зацепившая лётчика. Ещё несколько раз рядом с ним не взрывались сброшенные на аэродром немецкие бомбы.

Методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин рассказал RT, как в начале июля 1941 года Покрышкина сбили в небе над Молдавией.

«Он посадил раскуроченную машину, травмировав при этом ногу и позвоночник. Но обошёл румынские позиции и за четыре дня вернулся в свой полк», — отметил эксперт.

В ходе боёв на юге Украинской ССР и на Дону Покрышкин выполнял задачи в интересах разведки. Предоставленная лётчиком информация о передвижении врага в районе Синельниково и под Ростовом-на-Дону помогла руководству принять меры для сдерживания противника. В районе Каховки Покрышкин и его товарищи прикрывали от ударов вражеской авиации переправу мирных жителей правобережья Днепра.

Также по теме

«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

Писатель Алексей Тимофеев в своей книге «Покрышкин» так описывает лётчика по одной из фотографий 1941 года: «Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий. Никаких морщинок и мешков под глазами. Здоровья избыток. Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение… Да, это презрение к смерти».

В марте 1942 года полк Покрышкина был переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный. Он действовал на Южном и Северо-Кавказском фронтах. В августе Александра назначили командиром эскадрильи. 

Звёздным часом Покрышкина стали воздушные бои над Кубанью в 1943 году. Александр завёл специальную тетрадь, в которой анализировал различные тактические приёмы воздушного боя, искал оптимальные решения той или иной боевой ситуации.

В 1943 году Покрышкин получил признание как воздушный ас и обрёл всесоюзную славу.

  • Офицеры 366-го отдельного разведывательного авиационного полка разрабатывают план операции на лётном поле в станице Пашковская на Кубани. 1943
  • © waralbum.ru

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя и 19 сбитых самолётов противника (13 лично и шесть в группе)  Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 августа 1943 года Покрышкин получил вторую звезду Героя за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В дальнейшем он принимал участие в боях за Донбасс и Крым. Когда немцы слышали, что Александр вступает в бой, в радиоэфире сразу же раздавалось тревожное: Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft! («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе»).

В начале 1944 года лётчика вызвали в Москву и предложили занять должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации. Но уходить с фронта Александр категорически отказался. В марте его назначили командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка, а в июне — 9-й Гвардейской авиадивизии.

Журнал «Смена» называл его лучшим лётчиком страны. Покрышкин участвовал в боях за Молдавию, Западную Украину, Польшу, Чехословакию и во взятии Берлина. Американский журнал комиксов True Comics в 1945-м опубликовал рассказ о советском лётчике, назвав его Sky Hawk («Ястреб небес»).

По словам Алексея Кузьмина, за 1418 дней Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и шесть — в группе.

Новый этап

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Покрышкину предложили поступить в Военно-воздушную академию. Но он отказался и отправился учиться на основной факультет Военной академии имени Фрунзе, чтобы освоить незнакомые ему ранее общевойсковые дисциплины. Искусство управления пехотой и артиллерией лётчик освоил на отлично. 

Также по теме

«Нанёс врагу огромный ущерб»: как Иван Кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции

75 лет назад лётчику-истребителю Ивану Кожедубу было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Всего за годы Второй мировой…

Вскоре Александр был переведён из ВВС на должность заместителя командира истребительного авиационного корпуса ПВО. Хотя она была генеральской, звание генерал-майора Покрышкину было присвоено только в августе 1953 года.

В 1951-м он стал командиром 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО, а через четыре года — командующим истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО.

После окончания Высшей военной академии имени Ворошилова Покрышкин возглавил 52-ю воздушную истребительную армию.

В 1959 году он занял должность заместителя командующего Киевским военным округом, а в 1968-м — заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР.

«Покрышкин был очень ответственным и прямолинейным человеком, он никогда не шёл на компромиссы с совестью ради личного комфорта», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

Поэтому при переходе на политический уровень руководящей работы Покрышкин был многим неудобен. В 1972 году его перевели на весьма почётную, но не боевую должность председателя центрального комитета ДОСААФ. 16 декабря ему было присвоено звание маршала авиации. В 1981-м Покрышкин вошёл в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

  • Маршал авиации Александр Покрышкин (слева), маршал Советского Союза Георгий Жуков (в центре) и генерал-полковник авиации Иван Кожедуб
  • © Сергей Лоскутов/РИА Новости

По словам Алексея Тимофеева, маршал превратил ДОСААФ в прибыльную структуру, нарастил бюджет, выделенный на учебную и спортивную работу, наладил практическую подготовку специалистов для нужд оборонной сферы.

Умер Покрышкин 13 ноября 1985 года от онкологического заболевания, предположительно, вызванного его участием в ядерных испытаниях.

Как отмечает Кнутов, «помимо своих заслуг на войне, Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны, помог пилотам преодолеть боязнь реактивной авиации».

«Вопрос, первое или второе место он занял по результативности как лётчик-истребитель в ходе Второй мировой войны, думаю, так и останется открытым. Многие личные победы Покрышкин записывал на своих ведомых. Сколько именно — мы вряд ли когда-либо сможем узнать точно», — подытожил Кнутов. 

Источник: https://russian.rt.com/science/article/660191-pokryshkin-lyotchik-geroi-sssr

Трижды Герой Александр Покрышкин: малоизвестные факты биографии

Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин: биография

Александр Иванович Покрышкин ( 1913 – 1985) — легендарный лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза), маршал авиации. Его полеты сопровождались паническими сообщениями фашистов: «Ахтунг, ахтунг, Покрышкин в воздухе».

Мало кто знает, что признанный герой восходил на вершину заслуженной славы по неимоверно сложным путям. Его семья в 30-е годы подверглась репрессиям, отец покончил жизнь самоубийством, а завистники писали на него рапорты, пытаясь устранить со своего пути.

Неизвестные факты биографии открылись спустя годы, после рассекречивания некоторых архивных документов.

Александр Покрышкин – сибиряк. Он родился в небольшой деревне под Новониколаевском (ныне Новосибирск) в простой семье бывшего крестьянина.

Примечательно, что мальчик появился на свет в год стремительного взлета русской авиации: в августе в Киеве поручик Петр Нестеров закручивает первую в мире «мертвую петлю».

Но тогда никто не мог предположить, какое будущее ждет простого крестьянского сына.

Отец и мать Александра – Иван Покрышкин и Ксения Мосунова родились в 1885 году в Вятской губернии. На исходе XIX века разразился голод из-за неурожая. Покрышкины и Мосуновы снялись с насиженных мест и отправились искать счастья в Сибирь.

Поначалу попытались осесть в Томском уезде, но холодный климат и болотистая местность не позволила им заняться земледелием. В 1902 году семья Покрышкиных перебирается в стремительно растущий Новониколаевск.

Юный Иван осваивает нужные для строящегося города профессии — каменщика, кровельщика, печника.

Потом – революция и тяжелые годы военного коммунизма. В середине 20-х годов в страну пришел НЭП. Ксения Степановна получила патент на право занятия галантерейной деятельностью, но мелкая торговля не давала серьезных средств к существованию.

К концу 20-х годов «частник» объявляется чуждым элементом и, несмотря на сомнительные успехи в предпринимательской деятельности, семья Покрышкиных попала «под каток». Посыпались несчастья. Умер старший сын, а остальные дети оказались под угрозой, так как лишение избирательных прав – серьезное наказание в те времена.

Из документов Госархива Новосибирской области явствует, что «И. П. Покрышкин, 44 лет, лишен избирательных прав за торговлю в 1924–26 гг. галантереей по патенту 1-го разряда с оборотом 3300 рублей».

Иван неоднократно писал заявления в краевую комиссию с просьбой восстановить справедливость: «Торговать мне приходится по отсутствию здоровья… занимаюсь кустарным ремеслом у себя дома без всякой наемной силы и помощников, на что имею справку от фининспектора… как торговлей, так и эксплуатацией не занимаюсь, социальное мое положение — инвалид 3-й группы, имею дом только для семьи, квартир не сдаю… детей 6 душ. Жена на моем иждивении, занимается по хозяйству…».

Ему отказывали раз за разом. Смерть старшего сына, постоянная нужда подкосили Ивана, и 15 декабря 1934 года он покончил жизнь самоубийством. Письмо из горсовета в райсовет гласит: «Покрышкин И. П. умер (повесился) 15 декабря 1934 года. Дело возвращаем на предмет исключения Покрышкина И. П. из списка лиц, лишенных избирательных прав…».

Впоследствии Александр Покрышкин тщательно скрывал судьбу своих родителей, чтобы его не лишили надежды стать летчиком как сына «лишенцев».

Покрышкин рос в неблагополучном районе, в ужасах послереволюционный лет своей мальчишеской жизнью. Он много читал, интересовался техникой. Ровесники прозвали его «Сашка-инженер» за необычные для их среды стремления.

В своей книге «Познать себя в бою» Покрышкин пишет: «…двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».

Между тем в небе над Новосибирском самолеты постоянно совершали испытательные полеты и Александр, наблюдая за ними, все мечтал об авиации.

Он стал посещать планерный кружок, и вскоре стал его руководителем. В 1932 году его послали как лучшего комсомольца на учебу в военно-авиационную школу в Пермь.

Там его ждало разочарование – летное отделение в училище было закрыто, и его зачислили в отряд авиатехников.

Четыре года Покрышкин прослужил техником, но постоянно мечтал быть за штурвалом самолета. Он написал 44 рапорта командиру с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз получал отказ. Александр не сдавался и, готовя себя к профессии летчика, настойчиво учился, изучал историю полетов и военную историю, физиологию и начертательную геометрию.

В 1938 году, втайне от своего начальника, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на “отлично” сдал экзамен. Вскоре стал слушателем Качинской военной авиационной школы.

Летчики в те годы были элитой страны, и в училище шел строгий отбор. В 1939 году, практически перед окончанием, руководству стало известно, что Покрышкин – из семьи «лишенцев». Отличник Александр отделался тогда строгим выговором по комсомольской линии за сокрытие «социального прошлого родителей». Через год он с отличием окончил школу. Его мечта сбылась.

Лейтенант А. И. Покрышкин был распределён на должность лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа.

Уже во время учебных полетов юный Покрышкин вел себя необычно. Он пилотировал самолет очень энергично и говорил: «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!». Конечно, это приводило к конфликтам, но сибиряки – народ упрямый, и Покрышкин гнул свою линию.

Началась война. 23 июня в небе Молдавии Покрышкин сбивает свой первый самолет, но…это был лёгкий бомбардировщик Су-2, то есть наш. Покрышкин принял его за вражеский по недоразумению . Его пилот выжил, но штурман был убит.

Спустя много лет, когда летчик И. И. Пстыго учился в Академии Генерального штаба, он рассказал об этом случае своим однокурсникам. В группе оказался «виновник торжества» – трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил Пстыго повторить рассказ. Тот пересказал снова.

«Это был я», — смущённо и расстроено заявил Покрышкин.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь»! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»

26 июня 1941 года Покрышкин одержал свою первую настоящую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, уже имея несколько побед, он попадает под зенитный огонь над рекой Прут.

Истребитель плашмя упал в лес. Когда Александр очнулся, понял, что сильно повреждена нога. С трудом выбрался из самолета, а потом четыре дня, опираясь на палку, пробирался к своим.

К тому времени его уже считали погибшим.

В санчасти Александр начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою». Уже осенью командир полка В. П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых летчиков.

Покрышкин еще не раз участвовал в «пляске смерти» и был близок к гибели. Однажды пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредив плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок.

Несмотря на геройский послужной список, множество воздушных побед, в 1942 году у Покрышкина разразился скандал с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Тот категорически не принимал тактику истребительной авиации, разработанную Покрышкиным.

Исаева поддержали некоторые офицеры соседнего полка и однажды с ними произошел конфликт в столовой. Они сфабриковали дело против героя, и тот был снят с должности и исключён из партии. Дело рассматривал военный трибунал в Баку. За Покрышкина заступился комиссар полка, и это спасло боевого лётчика.

Дело было прекращено, летчик-ас был восстановлен в партии и в должности.

1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина — в этом году он сбил лично 38 самолётов врага. К концу 1943 года за Покрышкиным числится 53 самолёта противника.

Вскоре Покрышкин стал командиром гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше, летать на боевые задания. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Согласно официальной статистике, за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.

Некоторые историки считают, что побед было меньше. Другие критикуют этих историков за предвзятость. Сам А. И. Покрышкин однажды в частной беседе с В. М.

Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно. Александр Иванович говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы.

Кроме того, Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном, ведомых), стимулируя таким образом летчиков на новые подвиги.

В ноябре 1949 года на центральной площади Новосибирска был открыт бронзовый бюст земляку – трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. На открытие пришло пол-Новосибирска.

Вся огромная площадь перед оперным театром была заполнена. Сначала выступали все местные начальники, потом слово взял герой торжества.

Многим запомнились его слова: «За все, что я достиг в небе и на земле, огромная благодарность моим землякам. Родной Новосибирск дал мне путевку в небо».

Говорят, в момент, когда с памятника сдернули покрывало, небо вдруг прояснилось, выглянуло солнце, и ввысь взмыли десятки голубей. Так голубятники, зная, что Покрышкин неравнодушен к этой птице, приветствовали своего героя. Несколько обескураженный Александр Иванович не растерялся и залихватски засвистел…

Земляки не забыли своего героя, и в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена, есть улица маршала Покрышкина и площадь Покрышкина, аллея Покрышкина. Имя Александра Покрышкина носит самолёт МЧС России, его именем названа малая планета № 3348.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c054620b6dc1103ec584fd2/trijdy-geroi-aleksandr-pokryshkin-maloizvestnye-fakty-biografii-5c4b0544b204f400ac708a83

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.