Античная философия (основные этапы развития, представители). Возникновение античной философии и основные этапы ее развития

Содержание

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

Античная философия (основные этапы развития, представители). Возникновение античной философии и основные этапы ее развития

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов.

Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека.

Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

ШколаГлавные представителиОсновные идеиЧто является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школаФалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школыПрирода отождествляется с БогомВода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезаютАпейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.)Основал учение о небе и звездах (античную астрономию)Воздух
Эфесская школаГераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.)Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды»Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты)Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.)Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям«Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?)Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумомВечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.)Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцевПифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.)Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и обществаЧисло-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.)Движущие силы мира – противостояние Любви и ВраждыЧетыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направлениеАнаксагор (500-428 гг. до н.э.)Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи«Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализмЛевкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.)Все тела образуются в результате многообразных соединений атомовАтомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

  • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
  • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

  • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;
  • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;
  • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии.

После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э.

основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей.

Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов).

Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

ШколаГлавные представителиОсновные идеи
Киники (циники)Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.).Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям.
ЭпикурейцыЭпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);Гораций.Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.
СтоикиРанние стоики:Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.Поздние стоики:Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);Сенека;Марк Аврелий.Счастье есть главная цель человеческой жизни.Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.
СкептикиПиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.).Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие.
ЭклектизмФилон (150-79 гг. до н.э.);Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни.

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Полезные источники

  1. «Философия. Курс лекций» / Б.Н. Бессонов. – М.-ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
  2. «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И – СПб-Питер, 2004 г.
  3. «Философия: учебник для вузов» / В.Ф Титов, И.Н. Смирнов – М. Высшая школа, 2003 г.
  4. «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
  5. «Философия: учебник для высших учебных заведений» / ответственный редактор д.ф.н. В.П. Кохановский – Ростов н/Д: «Феникс», 1998 г.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/antichnaja-filosofija/

��������������� ���������. ������������ � ����� (��������) / �����.��

Античная философия (основные этапы развития, представители). Возникновение античной философии и основные этапы ее развития

     �������� (��. ���. ���������� — ���������, �������) ��������� ������� ������ � ������ ���������� � ����� VII �. �� �.�. � ��������������� �� ������ VI �. �.�., ����� ��������� ������ � 529 �. ������ ��������� ��������� ����������� ����� — ������������ ��������. ����������� ������ �������� ��������� ��������� �����, � ��������� — ������.

�������� ��������� �������������� ��� �������� � ������������ ��������������� ��������� ��������, ������� ������� ����� ������������� ��� ������ ���� ����� �������� ���������, � ����� ��������� �������� ������, �����������, ��������������� �����.

��������������� ��������� (������, �����), ����������� ���������� ����������, ������������ �� ���������� ����������� ������, � ����� � ��������� ������� (�������-����������� �������-������������) ����� ����, ���������������, ������������� � �����, � ��������������� ������������ ���� � ������, � ������� �������. �������� ��������� �������� � ������ �������� VI �� �. �.

� ������������� ����� ��������� ������ – � �����, �  �. ������.  �������� ��������� � ������ � ������������, �� �� ������������� ������� � �������� ������������ �������� ������������. ��� ������������ �� ������ ������������ � ������� � ��������� ������ �������� ���������������, �������������� � ��.

������, � ���������� ��������� ������� ��������� � ��������� � ������, � ����� ������������ ����������� ����� �� ����� �������������� ������������� � ���� � ��������.(������� ��������� �������� ���� ���� ��������������� ��������������� � ���������������, ���� ������������ � ��� ��� ����� ��������� ��������� ����������).

               �������� ��������� ���� ����� 1200 ��� � � ����� �������� ����������� ������ �������� ����� ��� �������: I. VII-V ��. �� �.�. — �������������� ������ (��������, �������� � ��.), II. 2-� ���. V — ����� IV ��. �� �.�. — ������������ ������ (������, ������, ���������� � ��.); III. ����� IV-II ��. �� �.�. — ��������������� ������ (������ � ��.), IV. I �. �� �.�. — VI �. �.

�. — ������� ���������. I. � ���������������� ������� ��������� ������������ ��� ���������� ���������-�������������:1. ��������� ����� – “�������” (������, ������������, ����������);2. ��������� ���������;3. �������� �����;4. ��������� (���������, ��������). ����������� – ��� �������� �������, ��������� � �� ����. ��� ���������� ��������� � ����������� �����, ���������������� �������.

� ��� ������� ��������� ��������� �����, ������������, �������, ���������, ����������, ��������� � ��������.��������� (��� ���������, �� ����� �������������) ����� – ���������� ���������������� �����. ��� ���� �������� �������, � ��� ������� �����������, ��������� � ��������.�������� �������� ����� ����� ����������� �����������, �� �������� ������ ���.

������ �� ��������� � �������� ����� ������ ��������� ���� �� ������. �������� �������, ��� ��� ��������� �� ���� ����� ���������� � �������� � ����� ������������ ������� �������. ����� ������������� ������ ������������������ � ������� � ��� ���������� ��������. ����� �������� ���� ������� ������ (�����) – �������� ��������� ��������, ������� ������������� ��� �� ��������������� �����.

����� ��������� �����, � ������� ��� ����� ������ ����� ����. ���������, ������ ����������, ���� ������� ���� (���), ������������� ������ �� ����� ������������� ������. �������� ��������, �������� ���������� ������������: ���������� ������� �������, �������� �������, ����������� ����, ������ ����������� ����� ������.

����� ���������������� – �������������� ����������� ��������, ����������� �� � �����. II.������������ (�������������) ������ – ����� �������� ��������������� ��������� (��������� � ��������� ���������������� ������.� ������� ����� ���������:1. ����������-���������������� ������������ ��������;2. ��������� �������;3. ���������� ��������������� ����;4. ��������� �������; 5.

��������� ����������. �������� �������������� (�������������) ������� ����� �������� ��������� �������� ������� � �������, ������ ������� ��� ������ �������������: 1. ������ – ����� ������ � ������� ������, �������������� ��������� ���� � ����������� ������� ���� �������� ���;2. �������� ������� � �������� ��������, ��������, ����������;3.

���� ������������ ����������-���������������� ������������ (������� � ������). ������������ �������� ��������� ���������� � ���, ��� ��:1. ���� ������������ ���������� � ��� ��������� ��������� �������, �������� ������ � ������� ������;2. ��� ������������������ ��������� ������������� ���� � ��������;3. ������� 10 ����������� ���������;4. ��� ����������� ����� ����� ���������;5.

��������� �������� �������;6. ������� ����� ����� ����������� � ��� ������� ���������� ���� – �������;7. ���� ������������ ����� � �������� ������ (��� ������� ������������������ – �� �������� � ������, ��������� ������� ����������� – ������ �� ���� � ����� ������� ����������). III.

��� ���������������� ������� (������� ������� ������ � ����������� ������� ���������� � ���� � ������ ��� ������� ������ � �� ����� ����������� ���������� ������������ � �� ���������) ����������:1. ��������������� ���������������� ��������� �������;2. ���������� ����������� ����������� ���������; 3.

������������ ��������������� ����������� ����: �������� �������, ����� ����������,            ��������� ����� (����������) � ��.;4. ��������� ������� � ��. ������������� ����� ��������������� ���������:1. ������ �������� ��������� � ����������� ���������;2. �������� ������ ����� ������ � ����� ������������������� ������ �������� � ���;3.

��������� ������� �����������, ������������� � ����������� � ��� ����������;4. ����� ���������� � �������� ����� � ����� ����; ���������� � ��������� �� ����������������; ������������ ������������������� ������� �� ��� (������); ��������� ������ ������ – ������� � ������������ ���������� �������� (���������� – ���������, ��������� – ������).

����� �������, ��������, ������, ���������� — ����������� ����� ���������������� ������� (IV �. �� �. �. — ������ I �.) —   �������� � ������ ������� �������� ���������� � �������� ���������.

������������ ��������-��������� ������������ � ���������� �������, �������, ������� ������� ������ � ����� ������� ��������������� � ������ ����� ����� � ����������� ����� �������� � ���� ������������ ������. IV.�������� ���������� ���������� �������� ������� ��������: 1. ������;2. ���� ������� (��������� ���� � 161 – 180 ��.); 3. ��� �������� ���; 4. ������� ������; 5. ������ ���������.

��� ��������� �������� ������� ���� ����������:1. ������������� ��������������� � ������������� ��������� (��������������� ��������� ����������� � ������ ������� ����������������� � ���������� �� ���� �� �������, � �� ����� ��� ������������� ��������� ��������� �� ����� � ��������� ���������������);2.

����������� ������� ��������������� � ������������� ��������� � ���� – �������� ���������;3. ���������� �������� � ��������� ��������, �������� � �����������;4. ������� �������� (���������, ��������� ������� ���� ����� � ��������� ��������);5.

������� ���������� ���������, ���������� ������� ������ ������ ����� � ����� ����� � ������������ �������� �������� ��������, ��������, ����� � ����, ������������� (���������, �� ���� ��������������);6. ������������ ��������� ��� �������������;7. ��� ����� ������ ���������� ������� ����������� ���� ����� �����; 8. ���������� �������� � �������� ������ � ��������� �����;9.

���� ������� �� ��������� ���� ������������ � ����������������� ������;10. ����������� ������� �������� � ������������ ���������, �� ����������� � ������������� ������������� ���������. ����� ��������, ��� ����� �������, ���������� ������� � ����� IV �. �� �.�., ������������ � �� ������� ������� �������. ������� ����� ��������� �������� ���������� ������ � ����������� ����� ������.

����� ��� ������� � ������: “���� ���������������, �.�. �������� � ������ � ������������� �������� ��������, ��� ��, ��� ����� �����������������, �����������.” ��������� �����������  ����� �������� ���� ����������� – ��� ��������� �����, ������������� ����, ����������� �� ������ ��������. ������� ������ � ����� � ������� �� ��������� ��, �� ������ ������������� �����.

         ������: ��������� �������� � ����������� � �����.             �� ���� ������� “���������” � ��������������� �������  ���� ��������� ������������� ����� � ������������� ����� ������, �����������, �� ������������ �� ����, �� ������� �� ����������� ������� ������ ��� �����������, ��� � �����������. �� ����� �������� ������� ����� �������� ��������� � �������: 1.

�����-����������� (������� �������� — �������� ���������� ����, �������� �����������). ���������-������������� ���������� ����;2. ��������������� (����� ������������ �� ������� � �������� � ��������). ����� ��������, ������;3. ������������ (������ �������� �������). �������� ������ ����������� ������ — ���� ���� ����������� �������. ������, ����������;4.

��������������� (����� ������������ �� ������ � ���). ����������� ������ ����������� �����. �������� �������. ����� �������, ���������, �������;5. ����������� (�������� �������������). � ����� ����������� ������� ����������� �������� �������;6. ���������� ������������ �����, ���������������� �������.              � ����� ��������������� (��������) ��������� ����� ��������� �����������:1.

���������� ����� ��������������� ��������� ������� ������������� (����� � ����������� ����� ��������, ���������� �������� ������ ����� � ��������� ������������� ������������� ����, ���������� ������� ����������� ����);2. �� ������� ������ – �������� �������������� � ���������������� (� ������ �������� ���� �������� ��������);3. ���� �������� ��� ����������� � ��������� – ��������������� (������ �������) � ������������������ (������ ���������), ������ ������ ����������� ���������� ������������: � ��������������� ������ – ������������������, � ������������ – ����� ���������� �������, � ��������������� – ������������������, � ������� – ���������������.                 ����� �������, �������� ��������� �������� � ����������� �� ����� ���������� � ����������� ������������������ ��������, ����� ��� �������� �� ������ � ������������ ���������� ������ �����, ������������ ������ ���������� ������. ����� ���������� ��� ��������� ������� � �������� ��������������, ������ ����� ����������, ����������. ������, � �� ������� ����� �������������� ��� �� ���������� � ��������������� ������� ������������� ��������. ��� ������ � ���� � �������� ������������ � ���������.�� �������� ���������� ��������� ��� �������� ������ ����. ____________________________

� ���� ����� ��������� ��������� �������� �� ������ ������ �� ���� �������� “�����������”  http://www.stihi.ru/avtor/grislis2

��� ����������� ��������� ����� ������� �������������� ��������.�������� ��� ����� ��� ��������� ������ ������� � ��������� � �����. � ���������,

����� �������   17.11.2013 09:59   •  ������� � ���������

Источник: https://proza.ru/2013/11/12/370

Античная философия (основные этапы развития, представители)

Античная философия (основные этапы развития, представители). Возникновение античной философии и основные этапы ее развития

Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь в 7-6 вв. до н.э. родилась европейская философия. Древнегреческая культура породила демократическую форму организации общественно-политической жизни.

Полисы (города-государства) были устроены на принципах независимости не только от внешнего, но и от внутреннего властителя, что исключало обожествление власти. Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием науки, риторики, логики.

В отличие от восточной философии, для древнегреческой философии характерно понимание человека как свободного, независимого индивидуума, творческой индивидуальности.

Приоритетной стала такая характеристика человека, как разум с его познавательной способностью, активностью, критичностью, динамизмом, творческим беспокойством.

Основные этапы развития античной философии:

1).Натурфилософский, или досократический, период (VII-V вв. до н.э.).Основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира (натурфилософия), поиски первоначала всего сущего.

Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп).

2).Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса.

Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля.

В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); возникают материализм (учение Демокрита об атомах как основе мира) и идеализм (учение Платона об идеях как основе мира); интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветитель­ская деятельность (софисты и Сократ).

3).Эллинистический период (конец IV-II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью гре­ков и во главе с соратниками А.Македонского и их потомками.

Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Пла­тона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура.

Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного чело­века (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).

4).Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).

Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную; влияние на античную философию философии покорённых народов (Востока, Северной Африки и т.д.

); близость философии, философов и государственных институтов (Се­нека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); внимание к проблемам человека, общества и государ­ства; расцвет философии стоицизма, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, уходе в себя, безмятежности); преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философии, их пре­вращение в средневековую христианскую философию.

СОФИСТЫ И СОКРАТ

Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием риторики и логики. В др. Греции приоритетной стала такая характеристика человека, как разум с его познавательной способностью, активностью, критичностью, динамизмом, творческим беспокойством.

Демократическая форма организации общественно-политической жизни древней Греции, непосредственное участие граждан в управлении делами государства создали благоприятную атмосферу свободной критики, обмена мнениями, дискуссий.

Это сделало востребованными культуру мышления и речи, умение логично излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Софисты(мудрецы, искусники) – учителя риторики и «мудрости»; за плату обучали искусству красноречия. В центре их внимания уже не вопросы о первоначале и строении космоса, а вопросы практического влияния на мнение людей, способности доказательства или опровержения.

Софисты утверждали, что законы устанавливаются самими людьми, незыблемых истин нет, все знания относительны и можно доказать или опровергнуть все что угодно. (Протагор: о любой вещи можно высказывать различные, даже противоположные, мнения, и все они равноправны и истинны. «Человек есть мера всех вещей…».

) Софисты утверждали неразличимость добра и зла, ставили под сомнение существование богов, справедливость законов государства, разумность решений, принимаемых на демократических собраниях.

Сократ(ок. 470 – 399 гг. до н. э.) – ученик софистов; принял их иронию, но отверг их релятивизм и скептицизм. Человек, по Сократу, может отличать более обоснованные и приемлемые суждения от менее обоснованных, менее приемлемых.

Это возможно посредством преодоления наивной веры в непогрешимость своего мнения при диалоге, обсуждении,споре. Сократ называл свой метод «майевтикой» (повивальное искусство, родовспоможение) и «диалектикой» (умением вести беседу, спор). Девиз Сократа – «Познай себя».

Сократ развивал «этический рационализм» (причиной дурных действий человека является его незнание истины, блага). Сократ был учителем Платона.

Просмотров 4050 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-68823.html

Периоды развития античной философии

Античная философия (основные этапы развития, представители). Возникновение античной философии и основные этапы ее развития

Античная философия охватывает период от IV в. до н. э. до V в. н. э.

К философам античного периода относятся многие великие мыслители, среди них Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие.

История античной философии включает в себя несколько основных периодов. Ниже приведены периоды античной философии в правильном порядке, а также характеристика периодов античной философии.

Рисунок 1. Периоды развития античной философии, таблица

Основные периоды развития античной философии

  1. Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
  2. Средний период (VI – V в. до н.э.).

    К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию.

    Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.

  3. Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля.

    Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.

  4. Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.

    ) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.

  5. Римский период развития античной философии (I в. до н.э. – V н. э.).

    Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Характеристика раннего периода античной философии (VII – V до н.э.)

Ранний или 1 период развития античной философии характеризуется большим влиянием разнообразных религиозных культов, воспевающих природу и поклонение ей через античных богов.

Благодаря обилию этих культов возникает так называемая натурфилософия – философия природы как целостной системы. К этому периоду принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – философы Милетской школы, а также Парменид, Демокрит, Гераклит и Зенон.

Для ранних натурфилософов характерен поиск первопричины бытия, их не интересует вопрос, кто создал мироздание, их интересует, из чего всё было создано.

Разные мудрецы того времени отвечают на этот вопрос по-разному, например, Гераклит в качестве первоначала назвал огонь, а всё сущее есть не что иное, как борьба единства и противоположностей, а пифагорейцы назвали началом всего число.

Именно в это время возникло понятие “онтология” – учение о бытие как таковом.

Для начала периода характерна образно-метафорическая форма, то есть описание предметов и явлений путём сравнения, без какой-либо абстракции, тогда как во второй половине этого периода происходит переход от метафор к понятиям.

Характеристика второго периода античной философии

Так называемый сократический этап развития античной философии охватывает период от VI до V в. до н.э. Начали этот период софисты, обучавшие в то время людей за деньги мастерству красноречия.

Софисты чувственную сферу ставили над мысленным опытом, при этом они считали, что нет какой-то объективности, так как с точки зрения чувственного мира всё индивидуально. Характерное изречение для мудрецов этой школы – “Только мир мнения и существует”.

Из их идей возникло течение субъективного идеализма.

Сократ сначала принадлежал школе софистов, но затем стал их критиком. Он, в противовес софистам, считал, что объективное существует, и именно оно должно быть мерой всего.

Знание объективного рождается только при совершении определённых усилий и в достоверности объективного каждый может убедиться сам.

Сократ воспринимал философию как инструмент для познания истины, а знание – как источник нравственного совершенства, считая, что всё зло от незнания.

Рисунок 2. Сократ

Характеристика античной философии 3-ьего периода

Наиболее известными мыслителями этого времени являются Платон и Аристотель. Платон отвергал идеи материализма Демокрита, относясь к бытию как к набору бестелесных идей, а чувственные вещи относя к миру “становления” – миру, в котором постоянно всё меняется.

При этом бытие он не считал чем-то единым, а считал его состоящим из целого множества идей, которое объединяет трансцедентное единое. Платон ввёл понятие “материя”, назвав материю началом всего изменчивого.

Также Платон уделял много внимания понятию государства и месту, которое занимает в нём человек.

Аристотель отчасти продолжил идеи Платона, а отчасти подверг их критике. В отличие от Платона, материи у Аристотеля можно придать форму, при этом материя является делимой. Именно Аристотель ввёл понятие о формальной логике и он же сформировал критерии, по которым материальное можно изучать.

Рисунок 3. Аристотель

Характеристика эллинистического периода

В это время приобретают популярность идеи, в которых человек представляет собой не часть общества, а индивидуальность.

Именно теперь возникает стоицизм, который целью человеческого существования считает покой и бесстрастие к окружающему миру.

Частично идеи стоицизма продолжает Эпикур, его философские мысли затем стали популярны в Римской Империи, но он целью человеческой жизни считает счастье. Иногда этот период объединяют с римским периодом.

Римский период развития античной философии

В это время становятся популярны идеи неоплатонизма, одним из популяризаторов которого является Плотин. Плотин продолжает развивать некоторые идеи Платона, но, в отличие от него, он объединяет мифологию и философию, наделяя первоначало потусторонностью и сверхразумностью. Другие представители этого периода – Порфирий Тирский и Ямвлих.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/antichnaya_filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii/periody_razvitiya_antichnoy_filosofii/

Периодизация античной философии

Античная философия (основные этапы развития, представители). Возникновение античной философии и основные этапы ее развития

Античный полис

Развитие античной философии – важнейший этап исторической динамики предмета философского познания. В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э.

Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре.

Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии. Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует своей основной целью стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизится к ней.

Владение полной истиной, по античной традиции, считалось возможным только богами. Человек не мог слиться с «софией», поскольку смертен, конечен и ограничен в познании.

Поэтому человеку доступно только безудержное стремление к истине, которое никогда не завершалось полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что выражает само понятие «философия».

Бытие ассоциировалось с многочисленностью постоянно меняющихся стихий, а сознание – с ограниченным числом понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий.

Поиск первоосновы мира в изменяемом кругообороте явлений – основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первоначалах и причинах».

По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос.

Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).

Далее кратко рассмотрим каждый период.

Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики.

К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч.

arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).

Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический.

Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа.

В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

Третий этап– конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим.

В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм).

Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической.

В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин.

Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Использованная литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.

2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Источник: https://www.mudriyfilosof.ru/2013/09/periodizaciyaantichnoyfilosofii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.