Бихевиоризм основные идеи кратко. Бихевиоризм: представители, предмет изучения и методы

Бихевиоризм: представители, предмет изучения и методы

Бихевиоризм основные идеи кратко. Бихевиоризм: представители, предмет изучения и методы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

БИХЕВИОРИЗМ

бихевиоризм метод психология поведение

Представитель: Джон Уотсон, И.Павлов, Б.Скиннер.

Предмет изучения: поведение.

Методы: наблюдение и экспериментальное наблюдение.

Основные положения

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании – направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Поведение с точки зрения бихевиористов – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.

С точки зрения бихевиоризма личность – это опыт, который человек приобретает в течение жизни.

Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Павловым было описано то, что в современной психологии называется классическим или Павловским научением.

Это научение по ассоциации, при котором организм устанавливает связи между разными стимулами. При таком научении нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну).

Безусловный стимул – это стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, например, безусловный раздражитель пища вызывает безусловный реакцию – слюноотделение.

При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

Во многом под влиянием работ Павлова Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S – R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения.

Задача психологии – по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли.

Люди, как сказал Уотсон, – продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.

Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона – наблюдение за поведением человека с целью:

а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет реакция;

б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

Основная формула бихевиоризма – R = f S.

Уотсон выделял следующие реакции в поведении:

1) наружные или видимые приобретенные – двигательные навыки – мытье полов, игра в футбол;

2) внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь);

3) наружные (видимые) наследственные (чиханье, мигание);

4) внутренние (скрытые) наследственные реакции (работа желез внутренней секреции, изменения в кровообращении).

Уотсон полагал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. Навыки и обучение – главная проблема бихевиоризма.

Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Процесс приобретения навыков и научение в бихевиоризме трактуется механистически.

Бихевиоризм на практике

Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность — прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения.

Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения.

В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, – поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести.

Бихевиоризм в педагогике

Самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных».

При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения.

В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления?

Бихевиоризм в рекламе

Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандала всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел.

Прекрасное описание сути бихевиористского подхода к анализу поведения потребителей, дал яркий представитель данного направления Р.

Фоксолл: “Мы должны пытаться описать факторы, оказывающие действительное влияние на выбор потребителя и маркетинговое поведение, уделяя как можно меньшее внимание гипотетическим вмешивающимся переменным, которые могли бы иметь отношение к наблюдаемому поведению.

То есть, учитывая психологические основы, не следует уделять слишком много внимания вещам, которые являются причинами того поведения, которое мы пытаемся объяснить, например мнениям и намерениям или особенностям личности, мотивам и качеству проработки информации.

Все эти факторы, которые невозможно увидеть, добавляются исследователем для того, чтобы объяснить то, что он увидел. Мы не отрицаем их как таковые, однако они имеют тенденцию затмевать более простые причины поведения потребителей и продавцов, которые нас и интересуют как потребительские основы”.

Методы психологииДостоинства методаНедостатки метода
Наблюдение· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам.· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.· Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,· социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,· предубеждение наблюдателя,· комплексность наблюдаемых ситуаций,· эффект первого впечатления,· усталость наблюдателя и наблюдаемого,· ошибки в оценках,· «гало-эффект»,· «эффект снисходительности»,· ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),· ошибки моделирования,· ошибка контрастности.· Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.· Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
Эксперимент· Обеспечивает высокую точность результата.· Возможны повторные исследования в аналогичных условиях· Осуществляется почти полный контроль за всеми перемещениями· Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным· Испытуемые знают о том, что являются объектами исследования
Проективные методы· ребенок принимает проективную методику (ПМ) как игру, не осознавая цели (могут проявиться менее благоприятные черты)· ребенок не умеет анализировать свой внутренний мир критично и ПМ облегчает те аспекты, которые ребенок выразить не может· дети до 12 лет склонны давать социально желаемые ответы в опросниках· ребенок быстро устанавливает контакт, что позволяет провести методику· валидность проблематична· не существует стандартов· субъективность интерпретации· требуют широкой теоретической подготовки· трудоемки.
Беседа· Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.· Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).· Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.· Требуется большое количество времени.· Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Размещено на Allbest.ru

  • Бихевиоризм – направление в американской психологии, основанное психологом Дж.Б. Уотсоном. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Основное понятие – формула – “стимул-реакция”.реферат [22,9 K], добавлен 12.05.2008

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00595292_0.html

Идеи и представители бихевиоризма

Бихевиоризм основные идеи кратко. Бихевиоризм: представители, предмет изучения и методы

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — ответвление в психологии, которое изучает поведение живых существ и способы влияния на него. В более узком понимании эта наука исследует внешнее поведение, не делая различия между людьми и животными.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона сводит психологические проявления к реагированию организма к двигательным. Мышление сводится к речевому акту, а эмоции к внутренним изменениям в организме. Сознание принципиально не включено в список изучения бихевиоризмом. Так как оно не изображает поведенческих показателей. Основная черта поведения принимается связь стимула и реакции (S — R).

Представители бихевиоризма

Основным основоположником бихевиоризма  выступает Эдвард Ли Торндайк. В основном, он проводил исследования поведения животных. Для этого Торндайк в 1911 году придумал эксперимент «проблемная клетка» из которого животное, методом проб и ошибок, должно найти выход.

Сенсационную лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста» создал психолог из США Джон Бродес Уотсон в 1913 году, чем положил официальное начало бихевиоризма. Он был убеждён, что любое поведение можно измерять или модифицировать. Мысль Уотсона состояла в объективности и полезности психологии для общества. А его цель — в предсказании реакции и определении природы действующего стимула.

Уотсон совместно с Рейдер провели эксперимент под названием «Маленький Альберт», в центре которого был 11-ти летний мальчик. Этот эксперимент иллюстрировал формирование человеческого страха и тревоги.

У. Хантер в 1914 году создал схему «Отсроченная» для изучения манеры поведения. Он показывал обезьяне банан, а потом прятал в один из ящиков и закрывал от нее их ширмой. Через пару секунд снимал ширму. Обезьяна безошибочно находила банан. Так стало ясно, что животные способны не только на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.

Л. Карл пошел еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных умения, потом удалял им различные части мозга, для выяснения существует ли зависимость от удаленных частей мозга выработанного навыка. Вывод состоит в том, что все части мозга равнозначны и могут заменять друг друга.

В СССР  бихевиоризм принимался как буржуазное извращенство в психологической науке. Активным ненавистником его был А.Н. Леонтьев.

Критика состояла в отрицании не наблюдаемых внешних факторов (цели, мотивы, предубеждения и т.п.) в поведении человека. Однако к бихевиоризму были близки по смыслу «объективная психология»П.П.

Болонского и «рефлексология» В.М. Бехтерева, которые существовали в СССР в 1929-1930-е годы.

До середины 1950-х годов бихевиоризм занимал одно из главных мест в психологии.

В1971 году Беррес Ф. Скиннер презентовал книгу «По ту сторону свободы и достоинства», в которой он утверждал, что свободная воля — это иллюзия.

Идея бихевиоризма

Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.

Научный исследователь Джон Уотсон вынес  основные пункты, на которых строится бихевиоризм:

Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.

Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.

Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители — стимулы.

Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма — научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.

Все виды реакций человека состоят из  приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)

Повадки человека — это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.

Мышление и речь также входят в список навыков.

Память служит хранением приобретенных умений.

Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.

Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.

Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.

Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм служит предметом изучения поведения субъектов. Человеческое поведение изучается с рождения индивида  до конца его жизни. Исследование проводится с объективной точки зрения, что приводит к игнорированию сознания, ощущений, воли и воображения. Из-за этой точки зрения, бихевиористы исключили понятия подсознания и всё, что связано с ним.

Цель бихевиоризма состоит в изучении поведения субъекта, чтоб в будущем превзойти его и предсказать его ответ на определенные события. Достигнуть такую цель сложно, но реально. До нынешнего времени такая практика смогла состояться только на бессистемно используемых методах общественного действия.

Из-за множественных реакций, наука старается их изменить. Выясняется, что количество безусловных ответов организма, при рождении, не велико. Это отрицает теорию инстинкта. Большая часть инстинктов, названными старой школой психологии, сейчас относятся к условным.

Бихевиористы не ищут генетические наследия поведенческих реагирований или наследстве особых способностей (например музыкальных или художественных).

Они считают, что каждый ребенок рождается с одинаковым количеством возможностей и при определенных внешних обстоятельствах можно его направить на изучение любой узкой отрасли.

Важной деталью бихевиоризма является стимул (S) — реакция (R). Зоопсихолог Эдвард Ли Торндайк отталкивался от теории личности (набор поведенческих реакций) и открыл закон эффекта. Он указал, что между побуждением и ответной реакцией есть связь, которая подпитывается стимулом.

Теория бихевиоризма состоит в том, что личность обладает навыками и рефлексами, которые она приобрела в окружающей себя среде. Получается, что индивид есть организованной структурой и почти стабильной системой разных умений.

Бихевиоризм в психологии рассматривает личности как субъект, у которой есть реакция, функции и возможность к обучению. Получается запрограммированный человек на воспроизведение разных действий, поведения и рефлексов.

Необихевиоризм

Эта наука принадлежит американской психологии, которая появилась в 1930-х годах ХХ в.

Необихевиоризм выступил в качестве свидетеля кризиса классического бихевиоризма, который не смог объяснить цель полноты поведения. Эта наука пользовалась идеями гештальт-психологии, фрейдизма (Э.Ч.

Толмен) и павловского о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл). Цель необихевиоризма состоит в преодолении ограниченности изначальной теории бихевиоризма.

Но эта нео-отрасль пыталась сохранить основную установку на биологизацию человеческой психики.

Необихевиоризм не пытался уйти далеко от классического бихевиоризма. Американский психолог Э.Ч. Толмен поддерживал положение, что исследование должно проводится строго по объективному методу, а не опираться на недоступные этому способу мире подсознания.

Но ещё в 1960-тые годы Толмен усовершенствовал формулу бихевиоризма и назвал ее когнитивным бихевиоризмом. К стимулу и реакции он добавил «промежуточные переменные», без которых он не представлял метод исследования поведения. Так появилась когнитивное представление.Он ввел гипотезы, цели, намерения и познавательные карты.

В итоге получилась формула: S (стимул) — V (промежуточные переменные) — R (реакция).

Плюсы бихевиоризма:

  1. Объективный взгляд;
  2. Практика научных методов;
  3. Предметом изучения вошло поведение;
  4. Эффективные способы терапии нарушенного поведения.

Минусы бихевиоризма:

  1. Устаревшая методология и литература;
  2. Механический детерминизм;
  3. Нет отличия между человеком и животным.

Данная научная отрасль подходит для простых ситуаций психотерапии: избавления от популярных фобий (страхов), плохих привычек, моделирование плохого поведения. В сложных «личностных» случаях использование бихевиоральных способов дает не долгий эффект. Существуют исторические предпочтения: Америка пользуется бихевиоральными подходами всем другим, в России бихевиоризм не популярен.

Источник: https://onona.online/psihologiya/biheviorizm

Теория бихевиоризма: определение, что это за подход, основатель и представители

Бихевиоризм основные идеи кратко. Бихевиоризм: представители, предмет изучения и методы

В истории психологии существует множество школ, предметом изучения которых являлись те или иные факты действительности и психологические проявления у людей. С давних времен исследователей интересуют вопросы, связанные с межличностным взаимодействием людей, объяснением причин поведенческих реакций.

Разные психологические школы по-своему трактовали поведенческие реакции, ставя во главу угла те или иные критерии и параметры. Так, например, бихевиористский подход предлагает все поступки человека трактовать с точки зрения его поведения, отрицая сознательный компонент личности.

Основатели бихевиоризма полагали, что основой мыслей и чувств людей могут считаться двигательные акты и стереотипы реагирования, накопленные в процессе жизни.

Желание изучать действительность и поведение

Определение бихевиоризма в психологии

Бихевиоризм это направление в психологии, которое занимается изучением особенностей поведения животных и человека. Этот научный подход изменил господствующие взгляды ученых на психику.

Бихевиоризм это американское направление психологии. Основоположником бихевиоризма стал Дж. Уотсон. Исследователь критиковал положения структурной, функциональной и ассоциативной психологий.

Интересно. До появления бихевиоризма исследователи предпринимали попытки объяснения особенностей реагирования людей через сознание.

Суть подхода, плюсы и минусы

Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.

Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно

Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.

Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность.

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

  • Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

Поведенческие реакции

  • Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
  • Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

  • Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.
  • Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.
  • Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека. Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.
  • Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия. Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
  • Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Гуманистическая психология — кратко и понятно

Бихевиоризм в психологии зародился в последние годы 19 века в результате обнаружения несовершенства интроспекции как научного метода. Известные ученые усомнились в достоверности результатов, получаемых с помощью самонаблюдения.

Необъективность самонаблюдения

Можно выделить такие мотивы возникновения поведенческого подхода в психологии, как:

  • Достижения зоопсихологии, развитие концепций детской психологии (в этих науках метод самонаблюдения не может применяться в качестве основного диагностического инструментария).
  • Положения концепции Дж. Локка в философии о том, что человек от рождения не обладает понятиями. Мыслительный компонент структуры поведения отрицался. В философии Дж. Локка поведение и деятельность человека объяснялись средой его обитания.
  • Положения биологического подхода о том, что воздействие любого стимула вызывает определенную реакцию.
  • Реакции организма на воздействие стимула поддаются измерению, их можно зафиксировать. Это значит, что эти реакции могут считаться предметом изучения науки.
  • К моменту появления бихевиоризма науке уже были известны эксперименты и выводы Павлова, который изучал рефлексы у животных.

Теория бихевиоризма

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Теория анализа поведения оформилась в самостоятельную школу и была названа «бихевиоризм». Представители этой школы в качестве методологии психологического бихевиоризма выделили:

  • Теоретическую базу: поведение человека обусловлено физиологическими рефлексами (одни формы поведения являются врожденными, другие – передаются по наследству);
  • Предмет изучения: поведение и различные поведенческие реакции;
  • Основной метод – наблюдение;
  • Гипотезу: зарождение поведения происходит в результате действия стимулов (если известен стимул, можно предугадать реакцию) и систематического обучения (понятными примерами этого являются овладение речью и формирование мышления);
  • Условие подтверждения гипотезы: развитие психических функций способствует закреплению приобретенных навыков;
  • Задачу направления: формировать и контролировать поведение людей.

Важно! Бихевиоризм – это систематический подход, имеющий четкую структуру. Согласно положениям этой научной школы, поведение человека – это совокупность внешних реакций, которые возникли в результате воздействия на организм внешних раздражителей.

Представители и основные идеи

Основатель бихевиоризма – Дж. Уотсон

Основателем бихевиористического подхода является Дж. Уотсон. Кроме этого ученого, были и другие представители данной психологической школы. Например:

  • У. Хантер, который в 1914 году разработал отсроченную схему для изучения поведения. Работы этого автора впоследствии были отнесены к необихевиоризму. Он занимался изучением поведения обезьян: животное видело, в какой ящик человек кладет банан, после чего между обезьяной и ящиком на 40 секунд устанавливали непрозрачную перегородку. Когда перегородку убирали, обезьяна безошибочно открывала тот ящик, куда экспериментатор положил банан. Его опыты с обезьянами доказали, что животное продолжает реагировать на стимул, даже если он уже прекратил действовать.
  • К. Лешли формировал у животных простые навыки методом дрессуры, затем удалял тот или иной отдел мозга, чтобы определить, участвовал ли он в выработке тренируемого навыка. Как выяснилось в ходе экспериментальной деятельности, несмотря на удаление того или иного отдела мозга, навык, сформированный в результате дрессуры, сохранялся. В случае исключения из комплексной мозговой деятельности одного структурного звена его функции компенсируются работой других отделов мозга. Исследователь пришел к выводу, что сложный поведенческий акт – это результат совокупной работы отделов мозга. Он доказал, что при необходимости отделы мозга могут быть взаимозаменяемыми.

Исследования Торндайка

Э. Торндайк на основе бихевиористских идей разработал теорию оперантного научения, в основе которой лежит метод проб и ошибок. Положительные формы поведения он предлагал закреплять похвалой и выражением одобрения, а отрицательные  – пресекать с помощью порицания, наказания, осуждения.

Кроме того, он доказал наличие связи между идеями в сознании человека и его движениями. Согласно его подходу, стимулом для реакции служит не просто раздражитель, а проблемная ситуация. Она вынуждает человека приспосабливаться к изменившимся условиям, вырабатывая новую форму реагирования.

Теория Павлова

Важно! Корни бихевиоризма находятся в биологии и зоологии. Разница между данными науками и психологическим течением, изучающим поведение, заключается в том, что специалисты в области фундаментальных наук проводили опыты только на животных, а бихевиористы стали привлекать к участию в экспериментах людей.

Биология и зоология

Идеи отечественного физиолога И.П. Павлова оказали существенное влияние на понимание того, что такое бихевиоризм. Исследователь доказал, что в основе поведенческих реакций лежит безусловная рефлекторная деятельность.

Если изменять условия проявления поведенческих особенностей, то изменится реакция животного на стимул. Так, И.П.

Павлов пришел к выводу о том, что у человека есть возможность формирования необходимой модели поведения животного.

Направления бихевиоризма

Внимание! Последователи бихевиоризма ощутили недоработанность данного подхода. Объяснение работы сознания человека не вписывалось в стандартную схему «стимул – реакция». Возникла необходимость введения в поведенческие схемы мотивационного звена.

В результате бихевиоризм распался на несколько направлений:

  • Когнитивный бихевиоризм, основанный Э. Толменом. Исследователь добавил в традиционную схему «стимул – реакция» промежуточное звено «познавательную деятельность».
  • Целевой бихевиоризм – это аргументирование поведения стоящей перед животным или человеком целью. Так, например, в ряде исследований наглядно проиллюстрировано, что крысы бегут по лабиринту, потому что они голодны, ими движет голод. Цель их поведения – найти пищу.
  • Социальный бихевиоризм предлагает в изучении реагирования человека на ту или иную ситуацию принимать в учет его социальный опыт.

Зарождение бихевиоризма произошло в 19 веке. Первоначальные методологические основы этого подхода нельзя брать для работы в неизменном виде. Однако сегодня достижения этой психологической школы находят применение в психоанализе, политологии и менеджменте.

Бихевиоризм в менеджменте

Источник: https://srazu.pro/teoriya/bixeviorizm-v-psixologii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.