Чем может помочь психологическая коррекция ребенка? Особенности психокоррекции с детьми Индивидуальная психокоррекция детей.

Психологическая коррекция: методы, виды, задачи

Чем может помочь психологическая коррекция ребенка? Особенности психокоррекции с детьми Индивидуальная психокоррекция детей.

Психокоррекция – один из основных подходов работы психолога. Она направлена на то, чтобы помочь клиенту обрести гармонию с собой и с миром, улучшить самочувствие и нормализовать эмоциональный фон. Получается, что психокоррекция – это своего рода «скорая помощь» для психики человека.

Сегодня психокоррекция применяется в педагогической, прикладной и клинической психологии. В данной статье я расскажу, что такое психокоррекция.

Определение понятия психокоррекции

Что такое психологическая коррекция? В психологии коррекция – это воздействие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздействия на личность определяется целью психокоррекции.

В отличие от психотерапии, психокоррекцию и ее виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект психокоррекционного воздействия – обычный человек, столкнувшийся с трудной жизненной задачей.

Независимо от запроса клиента, психолог будет выстраивать психокоррекционные занятия с опорой на сильные стороны человека и его личностный ресурс. В данной технологии работы не предполагается детальный анализ прошлого, который используют в психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на настоящее и будущее клиента.

Стоит отметить, что применение методов психологической коррекции эффективно в тех случаях, когда недостатки в развитии тех или иных структур психики не связаны с органической патологией. В рамках психологической коррекции происходит формирование социально одобряемых форм поведения, тех или иных навыков, положительных черт характера.

Если сравнивать психокоррекцию с психотерапией, то данная технология работы относится к среднесрочным, а психотерапия – к длительным методам. Добиться положительного результата психокоррекции можно через 10–15 занятий. В психотерапии же удается достичь цели через 20–30 сеансов. В некоторых случаях люди посещают психотерапевта на протяжении нескольких лет.

Ожидаемый результат применения техник психокоррекции – положительная динамика личностного развития, обретение клиентом способностей к самореализации и самовыражению.

История изучения психокоррекции

Психологическая коррекция – относительно новое направление научного интереса исследователей. Оно возникло на стыке психологии и дефектологии. Термин появился в психологической практике в 70-х годах 20 века. Родоначальником методов психокоррекции считают Э. Сегена. Системные методы психологической коррекции разработал В.П. Кащенко.

Существенный вклад в развитие психокоррекции как направления специальной психологии внесла М. Монтессори. Это направление она использовала в работе с умственно отсталыми детьми.

А.А. Осипова пишет, что психологическая коррекция – это система занятий по исправлению негативной черты характера или девиантной формы поведения личности посредством психологических методов.

Ю.Е. Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает акцент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех особенностей психики, которые закладываются в период раннего детства. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.

Большинство интересных современных методик психотерапии и психокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.

Виды психологической коррекции

Какой бывает психокоррекция? В современной практике психокоррекция распадается на педагогическую, клиническую, спортивную и социальную. В каждом из этих направлений выделяются виды психокоррекции.

По типу задач

Если классификацию видов психологической коррекции строить исходя из задач, которые ставятся перед специалистом, то она будет выглядеть так:

  • семейная коррекция – этот вид работы психолога позволяет решить задачи, связанные с психологической коррекцией детско-родительских и супружеских отношений;
  • индивидуальная психокоррекция – в этом виде работа психолога направлена на решение проблем конкретного человека.

По характеру направленности

По характеру направленности психокоррекция бывает:

  • симптоматическая коррекция, направленная на оптимизацию эмоционального состояния клиента, купирование отрицательных эмоций и негативных поведенческих проявлений (очевидно, что такой период психокоррекции по частоте встреч не превышает 3-5 занятий);
  • каузальная психокоррекция – форма работы, направленная на определение и устранение причин отклонений в психологии личности (этот вид психокоррекции предполагает систематическую работу психолога и клиента на протяжении 10-15 занятий).

Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/psihologicheskaya-korrektsiya

Чем может помочь психологическая коррекция ребенка?

Чем может помочь психологическая коррекция ребенка? Особенности психокоррекции с детьми Индивидуальная психокоррекция детей.

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Цель коррекции

задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы.

Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка.

Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия.

К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности.

Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание.

В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями.

Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности.

Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/chem-mozhet-pomoch-psikhologicheskaya-korrektsiya-rebenka.html

Психокоррекция детей

Чем может помочь психологическая коррекция ребенка? Особенности психокоррекции с детьми Индивидуальная психокоррекция детей.

На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с неадекватным поведением младших школьников.

Естественно, что такое неблагополучие в развитии детской личности вызывает в голове у родителей и педагогов панику, а также множество вопросов: «Что происходит?», «Кто виноват?» и «Как все исправить?» В такой неприятной ситуации на помощь приходит психокоррекция детей, представляющая собой сочетание психологических приемов, которыми пользуется психолог для того, чтобы исправить недостатки в психологическом развитии человека или изменить поведение человека, считающегося психически здоровым. Из определения следует, что психокоррекция предназначена не только для людей с нарушениями психики, но также и для вполне здоровых людей разного возраста.

Методы психокоррекции

Безусловно, каждая ситуация требуют к себе индивидуального подхода. Специалист в каждом конкретном случае применяет разные методы психокоррекции, наиболее точно отвечающие потребностям человека. Для взрослых они свои, а для детей и подростков — свои. Среди существующих на сегодняшний день методов психокоррекции для детей особо выделяются следующие:

  • игротерапия — это самый распространенный метод, применяемый по отношению к детям, поскольку игра как форма взаимодействия и развития ближе и понятнее ребенку, нежели любая другая деятельность,
  • арттерапия в форме рисуночной терапии, библиотерапии, драматерапии, сказкотерапии и музыкотерапии, основной целью которых является гармонизация личности через развитие способностей к самовыражению и самопознанию,
  • поведенческий тренинг или психокоррекция поведения, обучающая ребенка адекватному поведению в проблемных ситуациях,
  • тренинг личностного роста, направленный на сферу развития ребенка как личности путем постановки нормативно-возрастных проблем и задач,
  • психогимнастика — невербальный метод групповой психотерапии, на основе выражения эмоций через движения,
  • метод социальной терапии, построенный на признании и принятии, а также положительной оценке ребенка значимым для него окружением — взрослыми и сверстниками,
  • психоанализ,
  • метод десенсибилизации.

Это были методы психокоррекции, теперь поговорим о ее видах. Все виды психокоррекции можно разделить по следующим параметрам и исходным условиям:

  • по характеру направленности:

— коррекция, имеющая целью снятие отельных симптомов,

— коррекция основного источника отклонений;

— коррекция сферы познания,

— коррекция личности и ее поведения,

— работа с внутригрупповыми взаимоотношениями, а также детско-родительскими взаимоотношениями,

  • по наличию программы коррекции:

— программированная,

— импровизированная коррекция,

  • по масштабу решаемых задач:

— общая психокоррекция,

— частная,

— специальная коррекция,

— индивидуальная коррекция,

— групповая психокоррекция.

Групповая психокоррекция

Групповая психокоррекция отличается от индивидуальной тем, что работа направлена на взаимодействие всех членов группы, включая психолога. Программа психокоррекции пишется таким образом, что группа рассматривается как основной инструмент воздействия.

Человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть то или иное поведение, узнать самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, сделать выводы и в результате расширить границы коррекционного процесса. Понятно, что метод групповой коррекции хорош для работы с проблемами в общении и взаимодействии с окружающим миром.

Если у ребенка проблемы внутреннего характера, тогда уместнее индивидуальные сеансы и индивидуальная коррекция.

Психокоррекция подростков

Отклоняющееся поведение большей части детей — это вызов современности. Количество детей, у которых наблюдаются отклонения в поведении и восприятии себя растет, и перед взрослыми встают вопросы, как быть с такими детьми, как им помочь и адаптировать их для жизни в обществе.

Психокоррекция подростков — это огромный раздел психологии, имеющий своей целью разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов подростка, а также формирование у подростка социально значимых черт и качеств личности.

Чаще всего психотерапия и психокоррекция, являющиеся составляющими частями психологии, используют следующие методы в работе с подростками:

  • метод разрушения отрицательного характера путем его «взрыва» или реконструкции,
  • метод перестройки мотивации и самосознания,
  • метод перестройки жизненного опыта,
  • метод предупреждения негативного и стимулирования позитивного поведения.

К счастью, детская психика гораздо более гибкая, нежели психика взрослого человека. Отрицательные установки или выводы не так сильны, как у взрослых. Ребенок обладает большими адаптивными способностями, в нем легче спровоцировать отклик и желание что-то изменить.

Поэтому, если вовремя обнаружить какие-либо психологические проблемы и начать их решать сообща, тогда за небольшой промежуток времени ребенок станет жизнерадостным, общительным, у него появятся друзья, с ним будут считаться, а мир вокруг начнет улыбаться вместе с ним.

Будьте внимательны к своим детям! Успехов Вам!

детипсихологияразвитие

Источник: https://bambinostory.com/psihokorrektsiya-detey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.