Деятельность андрея боголюбского по отношению к руси. Андрей Боголюбский: краткая биография

Содержание

Андрей Боголюбский – краткая биография и характеристика правления

Деятельность андрея боголюбского по отношению к руси. Андрей Боголюбский: краткая биография

Будущий великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский родился предположительно в 1110—1111 году в Ростово-Сульзальской земле (северо-восток Руси).

Его матерью была половецкая княжна, любимая дочь хана Аепы. Отец — Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. О годах детства и юности князя известно мало.

Согласно сохранившейся информации, он получил достойноное образование и хорошее воспитание.

Кроме того, Андрей смог прославиться, сопровождая отца в битвах и походах, посвященных единственной цели — борьбе за главный древнерусский престол.

В 1146 году вместе с братом Ростиславом он изгнал из Рязани князя Ростислава Ярославовича, который сбежал к половцам.

В 1149, когда Юрий Долгорукий занял Киев, он получил во владение Вышгород, проявил доблесть при взятии Луцка, осаде Чернигова.

Историки до сих пор спорят, почему Андрею достался во владение именно Вышгород, который не был примечательным городом. Дело в том, что отец собирался сделать сына приемником после кончины, и потому держал его поближе к себе.

Происхождение прозвища

Вопреки мнению отца в 1155 году Андрей направился во Владимир-на-Клязьме. С собой из городского монастыря он взял икону Богородицы, привезенной из Царьграда и писаной святым евангелистом Лукою. Святыня охранялась, и славилась своими чудодейственными свойствами. Однако правитель сумел подговорить священника, похитил ее и сбежал из города.

По дороге ему приснилась Богородица, которая просила оставить икону во Владимире. Правитель так и поступил, а на месте, где было ему видение, основал каменный город Боголюбов (ныне — поселок Боголюбово в двух километрах от Владимира). Здесь в большом замке долгое время находилась его резиденция.

Правление и религия

В 1157 году, после смерти отца, князь стал «самовластцем Суздальской земли». Он отказался переезжать в Киев, и, несмотря на заведенный обычай, остался во Владимире. Город стал новой столицей государства.

В годы правления Боголюбский подчинил себе многие земли и завоевал политическое влияние на северо-востоке страны. Как и все князья феодальной эпохи, он старался возвысить собственное княжество и подчинить остальные.

Основная характеристика правления князя — стремление к независимости от влияния других стран. В религии он создавал культ Богородицы, в честь которой были построены храмы во Владимире, Киеве, Новгороде.

Кроме того, и Византии было получено разрешение перенести ростовскую епархию во Владимир.

Во время правления Боголюбского были установлены религиозные праздники Покрова (1 октября по старому стилю) и Спаса (1 августа).

Военные успехи

Летописцы отмечают отличные воинские качества князя. На его счету были и успехи, и поражения, но во всех битвах Боголюбский проявлял отвагу. В стремлении создать крепкое и сильное княжество он участвовал в таких сражениях:

  • Поход на Киев. Город был взят штурмом 8.03.1169 г. Цель победы — подвергнуть город разорению и ослабить его влияние, Править здесь князь не желал и посадил на престол брата Глеба. После убийства Глеба в 1771 году трон перешел Роману Смоленскому, от которого Боголюбский потребовал выдать причастных к убийству брата бояр. Получив отказ, он снова пошел на Киев.
  • После решения проблемы Киева, Боголюбский отправился в поход на Новгород, но проиграл сражение городскому войску (25 февраля 1770 г). Не сдавшись, он перекрыл доставку зерна в город. Опасаясь голода, жители города признали власть Боголюбского.
  • Походы против волжских булгар (внешнего врага) предпринимались с 1164 года. В ходе первого из них Андрей вместе с дружиной смог сжечь 3 крупных города и взять Бряхимов (Ибрагимов). Зимой 1171 года во время второго похода княжеские дружины ждали подмоги бояр в месте впадения Оки в Волгу. Однако те так и не явились, сославшись на неподходящее время года. В действительности, игнорирование приказа о сборе свидетельствовало в напряжении в отношениях правителя и знати. Войска все-таки вошли на землю булгар и начали грабежи. Булгары выступили против, и княжеское войско не пожелало идти дальше, поскольку соотношение сил было не в его пользу.

Заговор Кучковичей

Проводя свою внутреннюю и внешнюю политику, Андрей Боголюбский смог добавить к территории Владимирско-Суздальского княжества новые земли.

Это произошло на востоке за счет Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также в Заволочье и на севере.

Однако кризис власти стал заметен в 1172 году, во время второго похода на Булгарию, который не нашел поддержки среди муромско-рязанских князей.

Корни нпяженности следует искать в социальной сфере. Правление Боголюбского было подчеркнуто-аристократическим, сопровождалось мерами военного характера и серьезными расходами из казны. Это привело к нарастанию противоречий в отношениях с ростово-суздальским и владимирским боярством.

В 1174 году князь Андрей пал жертвой заговора, организованного приближенным к нему боярским родом Кучковичей. Он был убит в ночь 29 июня 1174 г., в дворцовых покоях.

Заговорщики (20 человек) выломали дверь и проникли в комнату, где отдыхал безоружный князь. Он оказал сопротивление, но был убит. Утром заговорщики разграбили казну и убили княжеского любимца.

Описание этого исторического события, записанное очевидцем или со слов очевидцев, сохранилось в Киевской летописи.

Рассматривая преступление, следует принять во внимание такие факты:

  • Безоружность князя во время покушения. В феодальную эпоху заговоры были обычным делом, поэтому знатные люди были вооружены круглосуточно. Современные историки считают, что ключник князя был подкуплен и спрятал его меч вечером перед покушением.
  • Организация заговора боярами. Это опровергает версию, по которой Андрей Боголюбский к концу правления получал все меньше поддержки от народа. Наоборот, считается, что князь перестал пользоваться поддержкой бояр, которые активно боролись за власть. Причина негативного отношения с их стороны — борьба Андрея с вседозволенностью знати.

Получив известие о гибели Боголюбова, простой народ восстал против участников заговора и лишил жизни многих из них. Если бы князь не пользовался поддержкой народа, вряд ли его смерть вызвала бы такую реакцию. Таким образом, заговор против князя — результат притеснения бояр с целью укрепления собственного самодержавия.

Мощи князя находятся в Успенском соборе города Владимир. В 1702 году его канонизировала Русская православная церковь. Память чтят 4 (19) июля.

Потомки Андрея Боголюбского

В 1148 году отец женил Андрея на Улите, дочери казенного боярина Степана Кучки. Она славилась красотой и родила мужу пятерых детей. История сохранила их имена:

  • Изяслав. Участвовал в походе на Волжскую Булгарию, умер в 1165 г. Женат не был, детей не оставил.
  • Мстислав. Участник многих военных походов, умер в 1173 году. Имел сына Василия (1171 г. р.), судьба которого неизвестна.
  • Юрий Андреевич Боголюбский. В 1185—1189 гг. — муж царицы Тамары, с которой связан золотой век в истории Грузии. Умер около 1190 г.
  • Ростислава. Супруга последнего представителя ветви черниговских Давыдовичей — Святослава Владимировича. Сведения о потомках отсутствуют.
  • Глеб Владимирский. Святой, по летописям неизвестен. Согласно более поздним источникам, с 12 лет читал духовную литературу и общался с монахами. Умер в двадцатилетнем возрасте незадолго до гибели отца.

Супруга Боголюбского относилась к роду Кучковичей, и историков участвовала в коварном заговоре против супруга. За это она была казнена. Однако существует версия, что в коварном убийстве принимала участие вторая жена (осетинка, родом из Яз), и казнили именно ее.

На схеме-таблице показано происхождение князя:

Интересные факты

В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.

Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет.

Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови.

Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:

  • отличная сохранность мощей;
  • отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
  • установлено, что облик князя типичен для европейца.

Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.

Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.

Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно.

В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах.

Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.

Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).

Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.

На герб княжества Андрей посадил такого же льва, какой был на гербе Иерусалима. Это не только дань традиции, но и прямое указание на духовную связь со святым местом и желание прославить Владимир как новый центр Земли.

Культурное наследие

К заслугам правления Андрея Боголюбского можно отнести не только меры по защите рубежей от кочевников и отстаивание независимости от внешних сил. Все, чем гордится владимирская земля, создано силой творческого духа древнего правителя. Это храм Покрова-на-Нерли, Золотые ворота, златоглавый Успенский собор, белокаменные палаты в Боголюбово.

У мощей святого Андрея не бывает суеты. Паломники, которые желают поклониться, ему, тихо ждут своей очереди. Здесь же, в Успенском соборе, почивает его сын Глеб. Согласно историческим источникам, он был отравлен. Однако многие считают, что Глеб вымолил свою смерть, предвидя кончину отца.

Подверглась реконструкции лестничная башня, в которой Боголюбову был нанесен роковой удар. В ней чувствуется необычная энергетика, которую не передать словами. Боголюбская икона Божией Матери является шедевром древнерусской живописи XII века.

Она хранится во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в специальных условиях (температура — 18 градусов, влажность — 50 процентов). Ежегодно специальная комиссия осматривает икону и оценивает ее состояние.

Андрей внес значительный вклад в историю Руси. В эпоху его правления Владимиро-Суздальское княжество достигло небывалого могущества, а впоследствии стало ядром российского государства.

Источник: https://nauka.club/istoriya/andrey-bogolyubskiy.html

Андрей Боголюбский – биография и правление

Деятельность андрея боголюбского по отношению к руси. Андрей Боголюбский: краткая биография

Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

Биография Андрея Боголюбского

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.

В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.

По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.

Правление Андрея Боголюбского

Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.

После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.

Золотые ворота во Владимире

Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

Взятие Киева (1169)

После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил Киев, изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.

Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

Поход на Новгород (1170)

Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.

Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

Осада Вышгорода (1173)

Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.

Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

Личная жизнь

В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.

Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Если вам понравилась биография Боголюбского Андрея – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/andrej-bogolyubskij/

Князь Андрей Боголюбский

Деятельность андрея боголюбского по отношению к руси. Андрей Боголюбский: краткая биография

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 – 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси.

Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей.

Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год.

О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству.

Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород.

Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери.

После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом.

Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии.

Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

Источник: https://historykratko.com/knyaz-andrey-bogolyubskiy

Андрей Боголюбский – великий реформатор и политик русской земли

Деятельность андрея боголюбского по отношению к руси. Андрей Боголюбский: краткая биография

По мнению ряда историков, Великий князь владимирский Андрей Боголюбский, причисленный к лику святых Русской православной церковью – это один из наиболее выдающихся политиков в истории Древней Руси.

Нужно сказать, что жизненный путь этого князя отмечен большим количеством побед и свершений, а смерть была мученической, принятой от рук предателей, находящихся в его окружении. По легенде, князь, являясь истинно верующим человеком, умер с молитвой на устах.

В этой статье наш канал расскажет читателям и подписчикам о Великом князе Андрее Боголюбском.

Сын Юрия Долгорукого

Будущий Владимирский князь, практически всю свою жизнь занимавшийся усилением Владимиро-Суздальской земли, родился примерно в 1111 году в семье Великого киевского и ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого, считающегося основателем Москвы, современной столицы Российского государства. Матерью Андрея была дочь половецкого князя Каипа Анна, выданная в возрасте 11 лет за Великого князя киевского. Таким образом, можно сказать, что в венах Андрея Боголюбского текла не только русская, но и половецкая кровь.

Молодость князя практически не освещена современной исторической наукой, так как историкам не удаётся найти источники, в которых присутствовала данная информация.

Известно, что в возрасте 35 лет в 1146 году Андрей изгоняет из Рязани Ростислава Ярославича, а в 1149 году получает от отца во владение город Вышгород, став, таким образом, вышегородским князем.

Стоит сказать, что Андрей хорошо проявил себя во время военного похода против Изяслава Михайловича, тогда ему пришлось осаждать Луцк, и хотя город так и не был взят, летописи говорят о нём как об опытном военачальнике.

В 1148 году в возрасте 37 лет он по настоянию отца женится на Улите – дочери казнённого боярина Степана Кучки, считавшейся очень красивой девушкой. Во время совместной жизни Улита родила Андрею пятерых детей, один из которых Глеб умер в 20 лет и был причислен к лику святых.

В 1152 году Андрей принимает участие в осаде Чернигова, во время которой получает серьёзное ранение.

В 1153 году Юрий Долгорукий отдаёт во владение Андрею Рязань, однако Ростислав Ярославич, сумев заручиться поддержкой половцев, неожиданно нападает на город и вынуждает Андрея бежать.

Сохранилась легенда, что нападение половцев во главе с Ростиславом Ярославичем было таким неожиданным, что Андрей вынужден был бежать из Рязани в одном сапоге. Однако после того, как Юрий Долгорукий смог окончательно утвердиться в Киеве, он вновь отдал сыну Вышгород.

Легенда о Владимирской иконе Божьей матери

В монастыре Вышгорода Андрей буквально выкрал очень почитаемую местными жителями икону Богородицы. И когда в 1155 году Андрей уехал во Владимир-на-Клязьме он принял решение забрать данную чудотворную икону с собой. Стоит отметить, что впоследствии эта икона получила название Владимирской иконы Божьей матери, став одной из главных православных святынь России.

По приданию эта легенда была привезена из Царьграда и написана самим евангелистом Лукой. Уже в то время её наделяли чудодейственными свойствами. Так, например, по одной из легенд, эта икона сама отходила ночью от стен и становилась посредине храма.

Стоит сказать, что Андрей очень хотел получить эту икону, однако забрать её в открытую было невозможно, так как это бы вызвало протесты местных жителей, очень почитавших эту святыню. Прекрасно понимая это, он решил пойти на хитрость и в одну из ночей при помощи священника Николая и диакона Нестора князь выкрал икону и скрылся в суздальской земле.

Ночью во сне к князю пришла богородица и велела оставить икону в городе Владимир. Князь так и поступил, а на месте, где ему явилась богородица, основал город Боголюбово.

Князь Владимира и Суздаля

В 1157 году умирает князь Юрий Долгорукий и Андрей после смерти отца становится князем Владимирским, Ростовским и Суздальским, при этом он принимает решение перенести собственную столицу во Владимир, одновременно с эти пристроив к Владимирскому кремлю Новый город, представлявший собой земляную крепость, имеющую две каменные башни. При этом стоит сказать, что сам Андрей предпочитал жить в замке Боголюбово, по названию которого и начали называть самого князя.

Время правления Андрея Боголюбского характеризуются очень быстрым развитием Владимиро-Суздальской земли. Так, например, именно в это время возводится Церковь Покрова на Нерли.

Нельзя исключать и того факта, что Москва могла возводиться именно Боголюбским, так как его отец Юрий Долгорукий был слишком занят делами в Киеве и только отдал приказ о строительстве города сыну.

Также Андрей стал одним из первых русских князей, кто начал приглашать для строительства объектов на своих землях западноевропейских зодчих, считая, что они обладают более обширными знаниями в области строительства и архитектуры.

При этом считавшийся богобоязненным князем, Андрей довольно лихо боролся за власть. Так, например, он сумел удалить из княжества собственную мачеху Ольгу вместе со сводными братьями Михаилом, Васильком и Всеволодом.

Затем вслед за Ольгой отправились и другие родственники князя, а также наиболее приближённые к отцу бояре. Таким образом, во время правления Андрей старался опираться на собственную дружину, а также завязал тесную и прочную дружбу с крупными и наиболее авторитетными купцами Ростова, Суздаля и Владимира.

В качестве ещё одной важной опоры своего правления Андрей рассматривал простых горожан.

В 1159 году воины Андрея захватывают Волок Ламский, построенный и принадлежащий до этого новгородцам. В этом городе Андрей празднует свадьбу собственной дочери Ростиславы, выходящей замуж за вщижского князя Святослава Владимировича, племянника Изяслава Давыдовича.

Проводя расширение собственных владений, Андрей старался не обделять младших дружинников, которых считал сильным противовесом боярству.

Для этого он выделял младшим дружинникам земельные наделы и всячески их поддерживал, считая, что именно они помогут ему в случае распрей с родовым боярством.

Нужно также сказать о том, что ко времени правления Андрея Боголюбского относится и попытка создать во Владимире независимую от Киева метрополию.

Однако этим планам не суждено было сбыться, так как патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг принял решение не утверждать Феодора митрополитом, а также назначил в качестве ростовского епископа византийского священнослужителя Леона.

В результате этого Леон базировался в Ростове, а Феодор во Владимире. В конце концов, Андрея вынудили отправить Феодора в Киев, где его подвергли пыткам, отрезали язык и отрубили правую руку.

Захват Киева, война с Великим Новгородом и два похода на Волжскую Булгарию

Сумел отметиться Андрей Боголюбский и многочисленными военными походами, активно принимая участие в битвах за власть. Так, например, в 1169 году, воспользовавшись сумятицей, возникшей в Киеве, он направил туда собственное войско, которым командовал сын Мстислав Андреевич.

К отправленному из Владимира войску также присоединились дружины муромско-рязанских и полоцких князей. 12 марта 1169 года объединённому войску удалось взять Киев, причём грабёж захваченного города не прекращался на протяжении двух дней. Многие жители Киева были уведены в плен, а также разграблению подверглись киевские монастыри и церкви.

На стол в Киеве сел младший брат Андрея Глеб, а сам Боголюбский предпочёл остаться во Владимире.

Стоит также отметить, что захватив Киев, Андрей Боголюбский решил существенно изменить порядок старшинства князей, и если прежде князь, получая стол в Киеве, покидал собственную вотчину, то Андрей решил остаться на Владимиро-Суздальской земле. Из-за такого решения статус Суздальщины многократно возрос, и именно отсюда впоследствии началось формирование единого русского государства.

Зимой 1170 года рать под командованием сына Андрея Мстислава прибыла под стены Великого Новгорода и начала осаду этого города. В состав этого войска входили не только суздальские, ростовские и владимирские полки, но и дружины муромских и рязанских князей.

Утром 25 февраля объединённая рать пошла на штурм города, однако защищавшимся новгородцам удалось одержать победу и взять в плен большое количество суздальских воинов. Мир с Боголюбским был заключен новгородцами только потому, что, несмотря на победу над объединённой ратью, в городе начался голод.

В такой ситуации новгородцы посчитали, что лучше помириться с грозным соперником, чем продолжить воевать.

Помимо Киева и Новгорода, Андрей Боголюбский также организовывал два масштабных похода в Волжскую Булгарию, в страну, которая выступала в качестве восточного соседа древней Руси. При этом стоит сказать, что проживавшие в Волжской Булгарии тюрки-булгары в большинстве своём исповедовали ислам.

Во время первого похода русскому войску удалось взять город Бряхимов, а также сжечь ещё три города.

Во время второго похода Мстислав Андреевич, командовавший суздальским войском, решил избежать битвы, увидев, что Булгарам удалось собрать многочисленное войско и ситуация складывается не в пользу русских воинов.

Гибель Андрея Боголюбского

Неудачный поход суздальского войска на Киев в 1173 году стал причиной недовольства части крупных бояр, при этом пожилой князь, которому на тот момент уже исполнилось 60 лет, всё меньше и меньше удовлетворял интересы крупных бояр.

В результате этого бояре приняли решение организовать заговор, для того чтобы устранить неугодного им князя. Организаторами этого заговора выступили бояре Кучковичи, сумевшие договориться с ключником князя Анбалом.

Стоит отметить, что именно ключник Анбал сумел похитить висевший над постелью князя меч святого Бориса, в результате чего Андрей не смог оказать сопротивление заговорщикам.

Ночью с 28 на 29 июня 1174 года бояре Кучковичи спустились в винный погреб, где выпили для храбрости, а затем отправились к спальне князя.

Когда они постучали в опочивальню Андрея, он поинтересовался, кто находится за дверью, и тогда один из заговорщиков назвал имя любимого слуги князя Прокопия. Однако Андрей, прекрасно зная голос своего любимого слуги, понял, что его обманывают и насторожился.

Он решил не отпирать дверь, а встал с кровати, для того чтобы взять меч. Однако меча на стене не было. В это самое время заговорщики, выломав двери, набросились на князя.

Боголюбский, несмотря на то, что был в преклонном возрасте, имел высокую физическую силу и некоторое время дрался с заговорщиками, пока не упал под их ударами.

Решив, что князь мёртв, бояре Кучковичи покинули спальню князя, однако Андрей вскоре очнулся и, кое-как покинув спальню, попытался скрыться на лестнице. Однако бояре смогли обнаружить его по кровавому следу, снова набросились на него.

По легенде погиб князь с молитвой на устах, которую начал читать, увидев, что заговорщики смогли его обнаружить. После убийства бездыханное тело князя вытащили на улицу.

Верный слуга князя отнёс его тело в церковь, однако его отпели только на третий день после убийства. После этого тело Андрея было перенесено во Владимир и похоронено в монастыре.

В 2015 году во время проведения реставрационных работ в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском историками была обнаружена надпись XII века, содержавшая подробные обстоятельства гибели князя, а также имена всех 20 участников заговора.

Каким человеком и правителем был князь Андрей Боголюбский

Сейчас довольно сложно судить о том, каким человеком был князь, причисленный к лику святых, так как об этом существует довольно скудная информация в различных летописях. Однако, несмотря на это, великий русский историк Василий Осипович Ключевский, проведя анализ этой разрозненной информации, смог составить словесный портрет Андрея Боголюбского.

По мнению историка, князь считался отважным воином, из-за чего во время битвы часто «забывался» и ввязывался в самые опасные схватки. При этом во время битвы, войдя в азарт, мог даже не замечать того, что противник сбил с него шлем. Во время битв он рисковал собственной жизнью, не задумываясь.

Однако после того, как бой заканчивался, Андрей снова становился мудрым политиком, умевшим принимать взвешенные и своевременные решения.

При этом по мнению многих историков, Андрей Боголюбский был для своего времени незаурядным политиком, отличавшимся от многих правителей того времени умением держать ситуацию под собственным контролем.

Его практически невозможно было застать врасплох, и только в последние годы своей жизни он снизил собственную бдительность, что и стало причиной его гибели.

При этом следует отметить, что прожил он 63 года, что для князя его времени, живущего в век распрей и постоянных войн, было очень много.

Пролил он за свою жизнь и много крови, в том числе и своих родственников.

Однако главной его заслугой, которой у него не отнять, является превращение Владимиро-Суздальской земли в мощный, самостоятельный политический центр Русской земли.

И в этом он стал достойным сыном и продолжателем дела своего отца Юрия Долгорукого, а в плане политической мудрости – наследником и достойным внуком Владимира Мономаха.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kuzbasskiy_sledopyt/andrei-bogoliubskii--velikii-reformator-i-politik-russkoi-zemli-5db6780e433ecc00adeb0f1e

Кто такой Андрей Боголюбский, кто он его краткая биография и портрет, события

Деятельность андрея боголюбского по отношению к руси. Андрей Боголюбский: краткая биография

Одним из самых выдающихся правителей Древней Руси по праву считается Андрей Боголюбский, имевший громкий титул «Святой Благоверный князь». Он, как сын Юрия Долгорукого, правил достойно, с честью продолжая дело своих известных предков.

Основал город Боголюбый, в честь которого и получил свое прозвище, перенес центр Руси из Киева во Владимир. При нем город и все Владимирское княжество развивалось активными темпами и стали поистине могущественны.

В 1702 году Русская Православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, сегодня его мощи находятся в Успенском соборе в его любимом городе Владимире.

  • Биография
  • Внешняя и внутренняя политика
  • Итоги правления

Биография

Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

: Крымская война 1853-1856 годов, кратко о главных событиях.

О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

  • Вышгород (1149 и 1155)
  • Дорогобужск (1150—1151)
  • Рязань (1153)
  • Владимир (1157—1174).

В 1149 году Андрей Боголюбский отправлен своим отцом править Вышгородом, но уже через год получает перевод на запад, однако и там долго не задерживается. Вопреки желанию Юрия Долгорукого видеть сына в Вышгороде, тот после возвращения остается жить и править в любимом городе Владимире, куда, согласно некоторым историкам, перевозит знаменитую икону Владимирской Богоматери.

Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины, выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель.

За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове.

: Ништадтский мир — условия и история подписания договора.

Внешняя и внутренняя политика

Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте.

Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона.

Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.

При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники.

Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове.

https://www.youtube.com/watch?v=eDXxwgEcvhI

Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

Итоги правления

Самым главным и важным итогом правления князя Андрея Боголюбского несомненно стало смещение политико-экономического центра из Киева во Владимир.

Но этим успехи князя не ограничились, среди его основных достижений следует упомянуть:

  • во многом удачные попытки объединения страны,
  • изменение политического строя (избавился от уделов и создал централизованную власть),
  • оказал существенное влияние на создание русской традиции в зодчестве.

В 1702 году князь был канонизирован. Несмотря на справедливую критику такого решения, понять мотивы Церкви можно. История изгнания Андреем Боголюбским своих младших братьев и разорение Киева забыты, но все помнят, что именно он привез икону Божьей Матери во Владимир. При нем построены великолепные храмы и, конечно, он принял мученическую смерть.

Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/andrej-bogolyubskij-kratkaya-biografiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.