Христианские символы и знаки. Христианские православные символы: их значение и смысл

Содержание

Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc

Христианские символы и знаки. Христианские православные символы: их значение и смысл

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Просмотров публикации 46 586

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. “ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь – это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также – символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не “крест, побеждающий мусульманский полумесяц”.

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова “Христос” – “Помазанник”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса – “Лабарумом”.  По краям монограммы иногда помещают греческие буквы “а” и “ω”.

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах – уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: “Я есмь виноградная лоза, а отец мой – виноградарь…”.

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)44

Источник: https://pravoslavie.fm/interested/rannekhristianskie-simvoly-rybka-lil/

Христианские символы и знаки

Христианские символы и знаки. Христианские православные символы: их значение и смысл

Источник: РЕЛИГИЯ

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно.

Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад.

Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения.

Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов.

Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви.

Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы.

Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением притчей Иисуса Христа, произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов».

Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл.

Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”) «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение.

Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии.

Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений.

Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода.

Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма».

Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий.

Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Хризма

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл.

Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца.

В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских.

Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик.

В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям».

В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным.

Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование.

В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала.

В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна – самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них – евангелисту Матфею – соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк.

Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля.

Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб.

Они были обнаружены на стенах римских катакомб.

Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом.

Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность.

Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды.

Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов.

Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов – как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Источник: https://media.elitsy.ru/temy/cerkov-hristova/hristianskie-simvoly-i-znaki/

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Христианские символы и знаки. Христианские православные символы: их значение и смысл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

«Основы религиозных культур и светской этики»

Церковный символизм:

объяснение наиболее значимых символов

Выполнила:

учитель начальных классов

Деринг Ольга Викторовна

Балашиха 2019

Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………………….. 2

  2. Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов..2

2.1. Цветовые символы христианства……………………………………. 3

3. Заключение ……………………………………………………………. 5

4. Список используемых источников…………………………………… 6

Церковный символизм.

Когда мы посещаем храмы и читаем церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством религиозной символики, значение которой не всегда понимаем.

Затруднения вызывают рассматривание икон, а также фресок, картин и гравюр, которые были созданы на библейские сюжеты много веков назад.

Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами. Их значением и толкованием.

Издавна на земле существуют знаки и символы. С их помощью изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.

«В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно ее разуметь и проникать умом в сокровенный смысл ее» – говорил Св. праведный о. Иоанн Кронштадский. Все церковное богослужение и церковно-христианское искусство наполнено символами, через которые открывается верующему человеку духовная реальность.

Что же такое символ и в чем выражается символизм церковно-христианского искусства? Слово символ (symbolon) греческого происхождения и употребляется в значении знака, сигнала, признака, приметы, пароля, эмблемы.

В современной научно-философской литературе общепризнано понимать символ как: «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию» (автор статьи «Символ» в философской энциклопедии Доброхотов А.Л.).

Таким образом, символ есть знак, который указывает и выражает тот смысл, который таит в себе предмет (то, что он изображает).

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения.

Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов.

Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Крест- главный символ христианства.

Крест является главным символом Христа, его изображение можно встретить на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в церковных книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Иисус Христос.

Рыба — ихтис

Иисус призвал в ученики рыбаков, которые впоследствии стали ловцами людей для Царства Небесного. Именно Рыба-ихтис впоследствии стала одним из первых знаков ранней Церкви. По истечении времени в нее были вписаны слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Хлеб и виноградная лоза

Рисунки хлеба и винограда , вина или виноградных бочек выражает

принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия . Эти символы наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.

В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая. Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни.

Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.

Рыба и хлеб

Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.

Иисус Христос — в символах и кодах

Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь. Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.

Агнец

Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).

Малоизвестные закодированные изображения

Корабль и якорь.

Образ Спасителя часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь — символ надежды.

Терновый венец

Является символом страдания Христа, часто изображается на распятьях.

Голубь.

Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

Око и треугольник

Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.

Богородичная звезда

При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.

Звезда даров Святого Духа.

Среди христианских знаков часто встречается и девятиконечная звезда, каждый конец которой означает дар Духа Святого. (1 Кор. 12:8-11)

Девять даров оставил Дух Святой людям: Слово мудрости; Слово знания; Вера; Дар исцеления; Чудотворение; Пророчество;

Различение духов; Говорение на иных языках; Истолкование языков.

В религиозном символе всегда ощущается присутствие тайны, которая не может быть высказана, и символ не пытается раскрыть эту тайну, он напоминает о ее существовании. Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символов веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.

Цветовые символы христианства

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

«Белый» Только белый цвет остается незыблемым символом святости и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

В белых одеждах изображаются ангелы, святые, воскресший Христос. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений.

В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение жёлтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. «Золотой»

«Красный»

В Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям.

Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом.

Красный – цвет богослужений в праздник Святого Духа, Вербного Воскресения, во время Страстной недели, в дни памяти мучеников, которые пролили кровь за свою веру.

«Синий» Это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости. Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром.

Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному. Синий цвет – это цвет Девы Марии, её принято изображать в синем плаще.

Мария в этом значении — Царица Небесная.

«Зелёный» Этот цвет являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Это цвет Креста Христова, Грааля (по преданию, выточенного из целого изумруда). Зелёный отождествляется с великой Троицей.

В этот праздник, по традиции, храмы и квартиры принято украшать букетами из зелёных веточек.

Вместе с этим, зелёный имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зелёного цвета).

«Черный» Отношение к чёрному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, дьявола и ада, а также – смерти. В значениях чёрного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира.

Поэтому чёрный стал цветом монашества… В иконописи в некоторых сюжетах он означает божественную тайну. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

«Фиолетовый» Он образуется смешением красного и синего (голубого). Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Он символизирует сокровенные знания, тишину, духовность.

«Коричневый и серый» Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д. Коричневый – цвет земли, грусти. Он символизирует смирение, отказ от мирской жизни.

«Серый цвет» (смешение белого и чёрного, добра и зла) – цвет пепла, пустоты. После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции, прежде всего, как символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

Таким образом, в процессе становления христианского искусства решается проблема воссоздания спиритуалистической реальности в пределах мира дольнего.

Религиозные представления, считавшиеся невыразимыми через искусство, воплотились в одухотворенных произведениях человеческого творчества.

Наделение художественных форм и самих изображений символическими значениями, а также преображение земной материи, несущей теперь в себе бесплотное духовное начало, духовный смысл, — все это сделало возможным воплощение в искусстве спиритуалистического идеала христианской религии.

Заключение

Зачастую символы путают с простыми обозначениями. Простые обозначения можно понять буквально. В символах же сокрыты глубокие познания человечества. Символику нужно изучать под всеми её аспектами.

Чем больше мы знаем, тем сильнее понимаем, сколько осталось ещё неизученного. Мы знаем, что существует множество христианских символов.

Однако, как и 20 веков назад эти символы встречаются и в современном искусстве, напоминая нам о вере и надежде на спасение.

Список используемой литературы:

1.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М . Мысль. 1993.

2. Уваров А.С. Христианская символика. — СПб: Алетейя, 2001.

3.Столяров А.А. Общая характеристика христианского символизма./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 – с.304-307

4.https://studopedia.su/19_118764_sushchnost-iznachenie-simvola-v-tserkovno-hristianskom-iskusstve.html.

5. Википедия

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнегреческий_язык,,https://ru.wikipedia.org/wiki/Знак,https://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение,https://ru.wikipedia.org/wiki/Предмет,https://ru.wikipedia.org/wiki/Животное,https://ru.wikipedia.org/wiki/Объект,https://ru.wikipedia.org/wiki/Условный_знак https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия

6. Елена Сикирич «Язык символов – язык вечности»

Источник: https://infourok.ru/cerkovniy-simvolizm-obyasnenie-naibolee-znachimih-simvolov-3918463.html

Знаки и символы веры в православии

Христианские символы и знаки. Христианские православные символы: их значение и смысл

Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.

Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.

Христианские символы в православии

История возникновения символов

После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.

Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры, придавая им новый смысл.

Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.

Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.

Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия — Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)

Крест

Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.

Крест: главный символ христианства

Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней — Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя — ад.

О кресте в православии:

Рыба — ихтис

Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.

Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

Рыба — христианский символ

Хлеб и виноградная лоза

Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.

Важно! Виноградная лоза — прообраз Иисуса. Все христиане — его ветви, а сок — прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.

В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.

Виноградная лоза как символ рая в Новом Завете

Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.

Рыба и хлеб

Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.

Иисус Христос — в символах и кодах

Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь.

Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.

Агнец

Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).

Символ Агнца со Знаменем

Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.

В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.

В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора — это вселенская Церковь, четыре потока, — Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.

Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан — овцами или паствой.

Монограммы имени Христа

В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.

Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.

Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.

Монограммы имени Иисуса Христа

Корабль и якорь

Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь — символ надежды.

Голубь

Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

Символ Святого Духа — голубь

Око и треугольник

Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.

Богородичная звезда

При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.

В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.

О звездах:

Богородичная восьмиконечная звезда

Евангелист Марк представлен львом, воспевающим могущество и царственное достоинство Иисуса. Телец символизирует Евангелиста Луки, сделавшего в своем послании акцент на жертву Христа, после чего телец стал прообразом мучеников.

Иисус в человеческом образе описан Евангелистом Матфеем, он является изображенным в левом верхнем углу ангелом или человеком.

Евангелист Иоанн символизируется орлом, который представляет Святого Духа и Воскресение Иисуса Христа.

Звезда даров Святого Духа

Среди христианских знаков часто встречается и девятиконечная звезда, каждый конец которой означает дар Духа Святого. (1 Кор. 12:8-11)

Девятиконечная звезда как символ Святого Духа

Девять даров оставил Дух Святой людям:

  • Слово мудрости;
  • Слово знания;
  • Вера;
  • Дар исцеления;
  • Чудотворение;
  • Пророчество;
  • Различение духов;
  • Говорение на иных языках;
  • Истолкование языков.

Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символом веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.

о православной молитве

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/znaki-i-simvoly-very-v-pravoslavii.html

Христианские символы – что означают и для чего нужны | Православиум

Христианские символы и знаки. Христианские православные символы: их значение и смысл

Рубрика: Основы веры

Символ – это распространённое вариативное изображение, которое обозначает некий многозначный образ, понятие, идею или явление. Знак – это общепринятое изображение для обозначения какого-либо конкретного смысла.

В христианстве существует большое количество различных символов. Первые верующие использовали христианские символы во времена гонений, когда были запрещены изображения Иисуса Христа. Например, подобные символы были найдены в римских катакомбах.

В древности они служили убежищем для преследуемых христиан.

Виноградная лоза — один из христианских символов

Христианские символы служат для внешнего, видимого выражения веры. Беспредельного, непостижимого Бога и Его свойства невозможно в полной мере выразить словами или изображением. Поэтому христиане прибегают к различным образам и символам.

В древности это было особенно уместно для знакомства простых, неподготовленных людей с основами христианского вероучения. Многие символы Православия изображаются на иконах.

Например, Святой Дух представлен в виде голубя на иконах Крещения Господня.

Ихтис

До массового почитания креста ихтис был одним из наиболее распространённых символов христианства. Он представляет собой монограмму имени Иисуса Христа. Ихтис также указывает на Его Божественное происхождение и миссию: “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Таким образом, в символе заключены основы христианского вероучения.

Аллегорически ихтис часто изображается в виде рыбы. Такая христианская символика берёт свои корни в повествовании Нового Завета. Известно, что многие апостолы были рыбаками. Христос же называет их «ловцами человеков» (Мф.

4:19). То есть рыбаками в духовном смысле, которые будут улавливать людей в сети Царствия Небесного (Мф. 13:47). Символ рыбы также отсылает к новозаветной истории о насыщении народа в пустыне хлебом и рыбой (Мк. 6:34-44).

Раннехристианский богослов Тертуллиан в начале третьего века писал:

“Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде” (“Богословие иконы Православной Церкви”).

Альфа и Омега

Символ является сочетанием первой и последней букв классического греческого алфавита. Бог именуется Альфой и Омегой в последней книге Библии – «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 22:12-13). Это имя символизирует бесконечность Всевышнего и указывает, что Он является началом и концом всего существующего.

Святитель Григорий Богослов писал:

“Тобою единым все пребывает, к Тебе все стремится, Ты и конец всего” (“Творения”).

Эквивалентами первых букв греческого алфавита являются слова «первый» и «последний», которыми Бог описывается ещё в Ветхом Завете (Ис. 44:6). Пророк Исаия таким образом указывал на абсолютность и всемогущество Всевышнего.

Символ «Альфа и Омега» используется в иконографии Иисуса Христа. Эти буквы обычно помещаются рядом с нимбом Спасителя или непосредственно внутри него.

Хризма

Этот символ также называется «хрисмон». Он представляет собой скрещённые между собой первые две буквы греческого написания имени Христос.

Уже с первых веков христианства символ использовался в мозаиках, оформлении монет и рельефов гробниц. В 4 веке по приказу христианского императора Константина Великого хризму стали изображать на римских военных знамёнах.

Поводом к этому послужило чудесное знамение Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста.

Сражение у Мульвийского моста (территория современной Италии) состоялось в 312 году. Оно было решающим в борьбе между правителями Константином и Максенцием за власть над Римской империей. Согласно преданию, накануне битвы Константин увидел в небе христианский крест и надпись «Этим побеждай». Языческий правитель принял Христа и приказал изобразить крест на своих знамёнах.

“Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию запечатлевает Христос Своих! Этот знак  изображают на возлюбленных Божиих Ангелы Бога Вседержителя” (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова).

Константин одержал решительную победу над противником. Падение власти Максенция положило конец языческой идеологии Рима. При Константине империя стала христианской.

Пастырь Добрый

Это ещё один символ Христа. В Евангелии от Иоанна Спаситель называет Себя Добрым Пастырем (пастухом), который заботится о своих овцах (Ин. 10:11-16). Пастух – это аллегория Бога, Учителя и Спасителя. Овцы – это последователи Христа. “Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею” (Святитель Тихон Задонский — собрание творений).

Образ Доброго Пастыря содержит притча, которую Христос рассказывает ученикам (Мф. 18:12-14). С её помощью Спаситель объясняет апостолам Свою спасительную миссию. Пастух больше всего беспокоится о заблудившейся овце и радуется, когда она нашлась.

Так и Господь пришёл в наш мир именно для спасения заблудших грешников. Небеса больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые давно находятся со Христом. Сравнение Всевышнего с Пастырем присутствует также в Ветхом Завете (Иез.

34:12, Пс. 22:1).

Наиболее древние изображения Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Христа-Пастыря изображают в виде юного пастуха со стадом овец или с найденной овцой на плечах. Она символизирует христианина, находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от хищников (1Цар. 17:34-36).

Виноградная лоза

В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, а Своего Отца – Виноградарем (Ин. 15:1-5). Лоза – это Господь и Святая Церковь. Питающимися от лозы ветвями являются члены Церкви. Вместе лоза и её ветви приносят желанный плод – спасение и Вечную Жизнь.

Различные христианские символыиздревле используются в оформлении храмов и церковной утвари. Орнамент с изображением виноградной лозы напоминает нам об Истине и призывает трудиться над своим спасением. То есть возделывать виноградник своей души и отсекать сухие ветви, чтобы он смог принести благодатные плоды.

“О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос?” (Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Том 2).

Иногда также изображаются птицы, клюющие плоды винограда и пьющие вино из чаши. Это символическое изображение Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.