Какой социальный институт является первичным. ? Обществознание: Социальные институты

Институты социализации индивида

Какой социальный институт является первичным. ? Обществознание: Социальные институты

Определение 1

Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.

Различают:

  • первичные институты социализации;
  • вторичные институты социализации.

Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.

В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).

Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:

  • усиливает процесс опосредованного общения,
  • воздействует на психическое состояние,
  • формирует негативные поведенческие установки,
  • вызывает интернет-зависимость.

Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Институты первичной социализации

Определение 2

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.

К институтам первичной социализации относятся:

  • семья,
  • школа,
  • группа сверстников,
  • спортивные секции,
  • творческие кружки.

Агенты первичной социализации:

  • родители,
  • бабушка и дедушка,
  • братья и сестры,
  • тети, дяди и другие родственники,
  • учителя,
  • тренеры, руководители кружков,
  • друзья,
  • лидеры молодежных группировок.

Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.

Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:

  • проходит процесс половой идентификации,
  • ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,
  • получает определенный социальный статус,
  • определяется будущий образовательный и культурный уровень.

Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если

  • родители обладают низким социальным положением,
  • наблюдается социальное отчуждение,
  • семья неполная,
  • с ребенком жестоко обращаются,
  • родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,
  • наблюдаются девиации в поведении родителей.

Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.

В школьный период социализации наблюдается:

  • формирование самооценки,
  • осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,
  • понимание соревновательной составляющей,
  • умение преодолевать препятствия и трудности.

Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.

Замечание 1

В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.

Институты вторичной социализации

Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.

К институтам вторичной социализации относятся:

  • государство,
  • государственные органы,
  • школа,
  • университеты,
  • армия,
  • производство,
  • церковь,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Агенты вторичной социализации:

  • представители органов власти,
  • администрация учебных заведений,
  • руководители предприятий,
  • вышестоящие по званию лица в армии,
  • сотрудники средств массовой информации.

В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.

Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.

На производственную социализацию может быть три типа реакции:

  • конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;
  • творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);
  • протест – отказ от всех норм и ценностей.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/instituty_socializacii_individa/

Социальные институты | ЕГЭ по обществознанию

Какой социальный институт является первичным. ? Обществознание: Социальные институты

Во всех сферах жизни общества задействованы различные социальные институты («institutum» – «устройство»).

Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей в определенной сфере общества, удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

Другими словами, социальный институт – это система норм, ценностей, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, стандартов поведения в определенных ситуациях, а также органов и организаций, обеспечивающих их реализацию и утверждение в жизни общества.

Социальные институты призваны урегулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.

Например, институт брака, в котором понятие «брак» рассматривается не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав).

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:

1) воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);

2) регулятивная (регулирование взаимоотношений между людьми);

3) социализации (передача социального опыта предшествующих поколений);

4) интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);

5) коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).

На основе вышесказанного выделим признаки социального института:

– наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный), установок и образцов поведения;

– наличие определенных норм и правил поведения;

– наличие важных функций, которые нацелены на удовлетворение потребностей общества;

– наличие определенной структуры (сети организаций и учреждений).

     Из трудов ученых:

   Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами.

Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.

Козырев Г.И. Основы социологии и политологии

2) Виды социальных институтов

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

1) политические (власть, государство, политические партии, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);

2) экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, разделение труда, материальное производство, биржи и т.д.);

3) институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);

4) институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);

5) духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

К основным (первичным) социальным институтам традиционно относят:

– семью;

– государство;

– культуру (в частности образование и науку);

– производство;

– религию.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Предназначение основных социальных институтов − удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества:

– потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации (институт семьи и брака);

– потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

– потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

– потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки);

– потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии);

– потребность в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей (институты культуры).

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов.

Американский социолог Герхард Ленски в своих трудах выделил основные категории общественных потребностей, которые вызывают появление новых социальных институтов.

К ним относятся: потребности в коммуникации, потребности в производстве продуктов и услуг, потребности в безопасности, потребности и социальном контроле, потребности в распределении благ, в поддержке системы неравенства.

Процесс становления социальных институтов в обществе называется институциализация.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Социальные институты и их функции в обществе»

«Социальные институты»

1) Понятие «социальные институты».

2) Виды социальных институтов:

– политические;

– экономические;

– институты родства;

– институты образования и культуры;

– религиозные институты.

3) Основные социальные институты:

– семья;

– государство;

– образование;

– церковь;

– наука;

– право.

4) Функции социальных институтов общества:

– воспроизводственная;

– регулятивная;

– функция социализации;

– интегративная.

5) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

Наличие любых двух из 2 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Тематический тест по теме “Социальные институты” (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Источник: https://www.novoevobrazovanii.ru/vopros-1-9-socialnyi-institut

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.