Наши предки – вятичи. Вятичи: их происхождение, быт и нравы

Вятичи — кто такие?

Наши предки – вятичи. Вятичи: их происхождение, быт и нравы

От них нам остались предания и множество тайн и народных поверий времён язычества. Своенравные вятичи, которых боялись киевские князья, были поистине великим народом. Что же расскажет о них история?

Восточнославянские племенные союзы делились на несколько групп, причём разделение такое было далеко не случайным.

У каждой родовой общины имелись свои особенности культуры и собственные традиции, что формировались на протяжении многих столетий.

Одними из самых интересных народов Руси были вятичи, от которых впоследствии произошли родственные народы. Кто знает – может, в жителях современной России живут отголоски их предков – вятичей?

Почему «вятичи»?

Согласно древним летописям, уже в VIII веке земли в долинах Оки населял своеобразный народ, что происходил от одного из великих основателей славянского рода. Его имя и объясняет название народности – Вятко.

Впрочем, относительно происхождения названия вятичей есть и другие версии.

  • Согласно им, народ могли называть так и от слова «вент», что в индоевропейском означало «мокнуть» (возможно, брались во внимание особенности климата).
  • Ещё одна теория – происхождение слова «вятич» от «вятр», что у поляков означает силы ветров. Это тоже имеет свою основу, поскольку Стрибог, управлявший ветрами, был верховным божеством этих племён.
  • Также некоторые историки склоняются к праславянскому «вят», что переводилось как «великий, большой», а потому могло обозначать великий народ, заселивший определённый регион.

Сейчас сложно сказать, какая из версий является наиболее близкой к истине, однако фактом остаётся то, что вятичи действительно прославились, создав свою культуру.

Своё государство

В древних арабских текстах рассказывается о необыкновенном государстве, что было создано у Оки. Согласно данным древних авторов, его населяли вятичи, и народ этот отличался независимостью и воинственным нравом. Он не подчинялся Киеву, а потому вёл собственную политику. Арабы именовали это объединение Вантит.

Как отмечалось, в нём было несколько княжеств, которыми управляли местные правители. Все они подчинялись верховному «Князю князей», который и руководил страной. Историки до сих пор спорят о подлинности этих данных, однако не только государство было заслугой вятичей.

Помощница – земля

Главной особенностью местности, которую заселяли вятичи, были густые леса. Есть даже предание о том, что в XII веке войска из Москвы и Владимира направлялись друг к другу, чтобы начать противостояние, затеянное князьями. Однако воины попросту заблудились в непроходимых дебрях, а выбравшись из них, отправились обратно, то есть две дружины так и не встретились.

В отличие от соседей, вятичи очень неплохо чувствовали себя в лесах. Чаще всего, селились они у рек, которые служили источником пищи и средством сообщения между отдельными общинами.

Изначально представители этого народа жили в полуземлянках, а впоследствии стали делать жилища-срубы. Они представляли собой двухэтажные укреплённые дома, которые обеспечивали неплохую защиту.

Все выходы из дома были обращены к реке, так как именно с её помощью в случае необходимости можно было спастись.

Кроме того, лесная местность, где попадались болота с залежами железной руды, сделала вятичей превосходными кузнецами. У них было распространено изготовление украшений, оружия и предметов быта из железа. Как и многие другие славянские племена, вятичи возделывали землю, а также занимались гончарством.

Благодаря развитым ремёслам и земледелию в пригодной для него местности эти люди часто торговали с соседями, что способствовало развитию их поселений. Некоторые исследователи даже склоняются к тому, что покупателями у вятичей бывали даже представители арабских стран, которые по возвращению рассказывали об удивительном народе в долине Оки.

Непокорные и смелые

Конечно, богатые земли вятичей и их процветающие города стали манить правителей других княжеств в период междоусобиц. В XII веке начинаются распри между русскими князьями, а потому каждый из них хочет укрепить своё положение за счёт чудесного края вятичей. Однако этот народ уже в прошлом доказал, что не так прост.

Как сообщают летописи, в X веке вятичи были повержены Святославом, который завоевал их земли и приказал платить оброк. Как только войска князя удалились с их земли – вятичи даже не вспомнили о приказе правителя. Следующим завоевателем этого народа стал Владимир, который дважды отправлялся в военный поход против непокорного народа, но так ничего и не добился.

Бытует мнение, что своенравных вятичей впоследствии князья даже стали опасаться, хотя сам этот народ ни на кого не нападал, однако умел дать достойный отпор.

Стойкие в вере

В «Повести временных лет» о вятичах тоже есть упоминание. Племена их показаны не в самом лучшем свете, однако причиной этому является стойкость вятичей относительно своей веры. Известно, что язычество дольше всего сохранялось именно в их землях.

Известен случай, когда к вятичам был отправлен монах по имени Кукша для просветительской миссии. Видимо, что-то не задалось, поскольку вскоре произошло убийство Кукши. Своенравные вятичи не терпели никакого давления на них.

Только в XII веке христианство начало робко распространяться среди племён вятичей.

Почему же исчезли вятичи? Об этом есть несколько версий.

  • Одни учёные склоняются к тому, что народ этот растворился в других племенах, что пришли с усилением власти князей и распространением христианской веры.
  • Другие исследователи склоняются к тому, что вятичи не захотели принимать культуру, что навязывали им, а потому уходили на север, в земли Сибири, где впоследствии совсем исчезли, ассимилировавшись с местными племенами.

Несмотря на то, что уже нет такого народа, вятичи оставили много следов в культуре славян. Поверья о цвете папоротника и разнообразные приметы – всё это отголосок культуры великого и непокорного народа.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/history_world/viatichi--kto-takie-5c07b272ba341100abc6f1b9

Славянские племена вятичей: кто такие вятичи и где они жили

Наши предки – вятичи. Вятичи: их происхождение, быт и нравы

Сегодня мне захотелось пройти по вехам истории, заглянуть в стародавние времена и рассказать о наших предках – славянах. Как они жили, во что верили и так далее.

Племена восточных славян делятся на несколько племенных союзов, но я остановлюсь лишь на одном – на вятичах. Именно они ко мне ближе =) территориально. Весьма примечательный народ, но об этом ниже.

Меня всегда интересовало прошлое, быт, нравы, обычаи наших предков. Так вот на днях я занялась чтением разных заметок в сети, книг, учебников (слишком далеко, правда, еще не заглядывала).

Среди прочитанного, было несколько книг, но выделю я две:

Первая – «Древняя Русь и Великая степь» Л. Н. Гумилева (мне ее советовали к прочтению, а теперь и я рекомендую). Спорных моментов в ней очень много (впрочем, в истории они есть почти всегда), но в целом, в книге очень доступно описывается момент становления Киевской Руси и христианства. Расселение племен и прочее и прочее.

А вторая – «Восточные славяне в VI-XIII вв.» 1982 года издания (автор Седов В.В.). Потрясающая вещь! Любителям истории и археологии советую.

Вятичи – одно из племен восточных славян, которые жили на территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей в период между 8 и 13 веками.

Само слово “вятичи” восходит к имени родоначальника племени – Вятко (Вячеслав):

«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… А Вятко седе с родом своим по Оце (Оке), от него прозвашася вятичи»

Есть и другие версии:

  • От индоевропейского «ven-t», что означает «мокрый»;
  • От польского «Вятр» – ветер. (В этом что-то есть, ведь главное божество Вятичей – Стрибог);
  • От праславянского «vęt» – в переводе с праславянского языка означает «большой», и такими именами, как «венеты», «вандалы» и «венеды». Короче говоря, все это можно объединить под одной чертой – Большие люди или же Великий народ.

Вантит – земля вятичей?

Арабские летописи повествуют о том, что в 9-11 века, в бассейне Оки существовало независимое от Киева государство, которое именовалось Вантит. И жили в нем воинственные люди, и имя им было — Вятичи. Конечно, все могло быть и не так, но теория интересная.

Государство славян-вятичей – Вантит являлось крупным территориально-племенным объединением. В нем была четкая структура и иерархия: небольшими племенами управляли «светлые князья», которые, в свою очередь, подчинялись единому правителю – «Князю князей».

«И упомянутый глава их, которого они называют «главою глав», зовется у них «свиет-малик». Владыка этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги…» (Ибн-Русте)

Но пусть вас это не смущает, так как жили наши предки общинно-родовым строем, а «князя» выбирали на советах общины (вече).

Статья по теме: Одежда славян: основные моменты и реконструкции.

Из всех племен восточных славян, вятичи — самое выдающееся (по ряду причин), отчасти, они действительно Великий народ. Нет, конечно, усыпальниц под небеса наши предки не сооружали, странных письмен, над которыми ломали бы свои светлые головы историки и криптографы, они нам тоже не оставили, однако…

Как жили наши предки

Хочется напомнить, что территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:

В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.

Так вот, среди этих густых лесов и поселились наши с вами предки. Не в самой чащобе, конечно, а вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:

  • река — источник пищи;
  • торговый водный путь – один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).

Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».

Если говорить о ремеслах, то стоит упомянуть, что у вятичей было хорошо развито кузнечное дело. Этому способствовали залежи древесного угля и наличие железной руды (болотного железа). Из железа изготавливались:

  • хозяйственно-бытовые предметы;
  • украшения;
  • оружие.

Помимо кузнечного ремесла, у наших предков были хорошо развиты ювелирное дело,гончарное ремесло и земледелие.

Земледелие и славяне — это, по хорошему, отдельная история, в которой нужно рассматривать все «от и до», начиная с того, как люди возделывали землю. В рамках этой статьи я не стану так далеко углубляться в данную тему, отмечу просто те культуры, которым в прошлом отдавалось предпочтение. А именно:

А если еще учесть то, что вятичи применяли железные орудия труда, да в качестве тягловой силы использовали лошадь, то и урожаи они имели фантастические. Все это помогало сытно жить, да еще и с Новгородскими землями торговать.

Ко всему прочему, не стоит забывать о таких вещах, как животноводство, охота (пушниной выплачивалась дань хазарам) и рыбная ловля. Поймы рек, вблизи которых селились славяне – идеальные пастбища для крупного рогатого скота, овец и лошадей. А раз есть крупные животные, то и птица тоже само собой: утки, гуси, куры. Ну и свиней тоже нужно упомянуть.

На основе всего вышесказанного можно смело делать вывод о том, что у вятичей и торговля была неплохо развита. Чему, в общем-то, есть подтверждения: историки утверждают, что помимо соседних земель (таких как Новгородское княжество), наши предки торговали еще и с мусульманскими странами.

Кстати говоря, арабы считали вятичских купцов одними из самых богатых.Этому есть и археологические подтверждения: клады, найденные в этих землях составляют половину всех кладов, когда-либо найденных на территориях в прошлом заселенных славянами.

Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи.

А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов (перечислять их тут не стану, на эту тему уже была статья).

Все перечислять не стану, а вот Дедославль упомяну (почти родное село для меня).

Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.

Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:

«Победи Вятиче Святослав, и дань на ня возложи»

Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.

Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:

«Вятичи победи, и возложи на ня дань от плуга, якоже и отецъ его имаше» Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.

Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.

Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».

Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).

Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.

Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.

И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.

Источник: https://pearative.ru/stati/plemena-vostochnyix-slavyan-kto-takie-vyatichi/

Древние славянские народы. Вятичи

Наши предки – вятичи. Вятичи: их происхождение, быт и нравы

Вятичи — один из племенных союзов восточных славян, существовавший по официальным данным  в период между 8 и 13 веками нашей эры в верхнем и среднем течении Оки. Теперь это территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей.

Большинство источников сходятся в том, что название союза произошло от имени родоначальника племени — Вятко.

В VIII-IX веках племена во главе со старейшиной Вятко пришли в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон. Летопись «Повесть временных лет» пишет по этому поводу: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи». Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть на карте.

Быт вятичей

Территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:

В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.

Так вот, среди этих густых лесов и поселились вятичи. Селились вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:

  • река — источник пищи;
  • торговый водный путь — один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).

Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье — болотных и луговых рудах, как везде на Руси.

Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск.

Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Перстни, найденные в Воротынском селище на реке Ресса

Родовым гнездом Вятичей на Руси считался город Козельск.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла.

Свободолюбивое племя вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

До 12 столетия в летописях не встречается упоминание их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов

«Повесть временных лет» сообщает нам о, якобы имевшем место, военном столкновении в 964 году князя Святослава с Вятичами: «Вятичи победи Святослав и дань на ня възложи…».

На самом деле никакой войны не было, просто Святослав готовил нападение на Хазар, всю зиму тайно собирая армию из преданных племён, откуда по весне прозвучало его устрашающее выражение: «Иду на Вы!».  Именно Рязанская земля стала оплотом Святославовых побед, где он заручился поддержкой Волхвов, получив от них древние Арийские знания и высшее посвящение.

После коварного убийства Святослава у Днепровских порогов, Вятичи не признали власть предателя Свенельда. О новом покорении Киевом Арийской Руси, в 981 году князем Владимиром, говорит всё та же летопись: «Вятичи победи и възложи на ня дань отъ плуга, яко же отець его имаше…».

Ещё летописи упоминают и о том, что через год князю Владимиру пришлось усмирять Вятичей вторично: «Заратишася Вятичи и идя на ня Володимир и победи я второе…».

И тут похоже, что было не просто возмущение одних только Вятичей, но и сородичей их – Северян и Радимичей. О поражении Радимичей, в 984 году, так же есть упоминание в летописи: «Иде Володимир на Радимичи.

Бе у него воевода Волъчий Хвост и посла Володимир передъ собою Волъчья Хвоста, сърете я на реце Пищане, и победи Радимиче Волъчий Хвост. Тем и Русь корятся Радимичей, глаголюще: «Пищаньцы волъчья хвоста бегаютъ».

Быша же Радимичи от рода Ляхов, пришедъше ту ся вселиша и платя дань Руси…».

Данные столкновения, описанные в летописи, не являлись какой-либо войной Киевского князя с Вятичами, Радимичами и Северцами, а есть лишь приграничные конфликты, которые случались между соседями, тем более, что Киевская земля «Русью» не являлась и уж тем более так не называлась. Понятие «Киевская Русь» родилось в научных кругах гораздо позднее, где-то в XVIII веке (благодаря «нашим немецким учёным», составлявшим историю России).

Религия 

Вятичи были язычниками и долго сохраняли старинную веру. У вятичей главным богом был Стрибог («Старый Бог»), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы.

Кроме того, они поклонялись Яриле — богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями.

Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы — бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения.

У молодежи особым почитанием пользовался Лель — бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев, для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада — покровительница брака и семьи.

Кроме того, вятичи поклонялись силам природы. Так, они верили в лешего — хозяина леса, существо дикого вида, который был выше всякого высокого дерева.

Археологические свидетельства о вятичах

На тульской земле, как и в соседних областях — Орловской, Калужской, Московской, Рязанской — известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов — остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены у нас курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района, у д. Тризново Щекинского района.

При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений, иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну, в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов найдены погребальные камеры — деревянные срубы с дощатым полом и покрытием из расколотых члах.

Вход в такую домовину — коллективную усыпальницу — закладывался камнями или досками, а следовательно, мог открываться для последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом расположенных, таких сооружений нет.

Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном населении той далекой поры, о древней истории нашего края.

Археологические материалы подтверждают сведения летописи о связях местного вятического, славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен, о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных традиций и обычаев.

Святилища вятичей

п.Дедилово (бывшая Дедиловская слобода) — остатки священного города вятичей Дедославля на реке Шиворонь (приток Упы), в 30 км. к Юго-Востоку от Тулы. [Б.А.Рыбаков, Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв, М., 1993]

Веневский топонимический узел — 10-15 км от Венева в Юго-Восточном секторе; п.Дедиловские выселки, п.Теребуш, п.Городенец.

Как закончилась история племени Вятичей

Племена Вятичей долго оказывали сопротивление вторжению киевских князей и самое главное — новой религии, которую они несли. Известно о восстании Ходоты с сыном, происшедшем в 1066 году.

 На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые два его похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля.

Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

В дальнейшем, ощущая на себе давление Киева, некоторые свободолюбивые роды Вятичей ушли далее на Север, за Урал, в Сибирь. Нестор в своей летописи говорит следующее: «Радимичи и Вятичи, и Северо одни обычаи имаху…».

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/drevnie-slavyanskie-narody-vyatichi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.