Общая характеристика ракообразных. Тема: тип Членистоногие класс Ракообразные Системы органов ракообразных

Тип членистоногие. Класс ракообразные

Общая характеристика ракообразных. Тема: тип Членистоногие класс Ракообразные Системы органов ракообразных

Зоология

ракообразные, Речной рак

Членистоногие отличаются твердым покровом, в состав которого входит особое органическое вещество — хитин. Хитиновый покров несет защитную функцию и является наружным скелетом. Тело членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из отдельных члеников, но неодинаковых по строению. Имеются членистые конечности. Появление их в процессе эволюции связано с развитием прочного наружного скелета.

В связи с тем что покров нерастяжим, рост членистоногих сопровождается линькой. Полость тела смешанная, т. е. наряду с остатками первичной полости имеются зачатки вторичной. Кровеносная система незамкнутая. Наземные насекомые дышат при помощи трахей, а у водных есть и жабры.

Класс ракообразные

Для ракообразных характерно наличие двух пар усов, сложных (фасеточных) глаз, состоящих из множества отдельных простых глазков. Тело разделено на головогрудь и членистое брюшко. Дышат ракообразные при помощи жабр кислородом, растворенным в воде. Немногие из них приспособились к жизни на суше, но и в этом случае дышат при помощи жабр. Известно около 25 000 видов этого класса.

Речной рак живет в пресных проточных водах. Ведет ночной образ жизни. Тело его состоит из двух отделов — головогруди и брюшка (28). Головогрудь образована из сросшихся члеников головы и груди. Передняя часть головогруди вытянута и заострена и заканчивается острым шипом.

У его основания два сложных глаза расположены на стебельках, благодаря чему рак может поворачивать их в разные стороны и расширять поле зрения. Сложные, или фасеточные, глаза состоят из множества мелких глазков (до 3000). На головогруди рака находятся две пары усиков. Длинные усики служат органами осязания, а короткие — органами обоняния и осязания. Ниже усиков расположены ротовые органы.

Ротовые органы —это видоизмененные конечности. Первая пара образует верхние, а вторая и третья — нижние челюсти, остальные три пары — ногочелюсти. На головогруди располагаются пять пар ходильных ног, на трех передних парах имеются клешни, которые являются органами нападения и защиты. Кроме того, с помощью клешней рак захватывает, разрывает добычу и подносит ее ко рту.

Членистое брюшко несет брюшные ножки, на которых самки вынашивают икру. Раки всеядны. Измельченная ротовыми органами пища через глотку и пищевод попадает в желудок, состоящий из двух отделов — жевательного и цедильного. При помощи хитиновых зубцов, расположенных на внутренних стенках жевательного отдела желудка, пища перетирается.

Поступая в цедильный отдел желудка, пища процеживается и поступает в кишку, а затем в пищеварительную железу, где происходит ее переваривание под действием пищеварительного сока и всасывание.

Органы дыхания — жабры, выросты кожи — расположены по бокам головогруди. В протекающую по жаберным сосудам кровь проникает кислород, а из крови выделяется углекислый газ.

Кровеносная система рака незамкнутая и состоит из мешковидного сердца, лежащего на спинной стороне тела, и отходящих от него сосудов.

Нервная система рака состоит из крупного надглоточного и подглоточного нервных узлов и брюшной нервной цепочки. Органы выделения рака — пара круглых зеленых желез. От каждой из них отходит выводной канал, открывающийся наружу у основания усиков.

Через зеленые железы из организма рака удаляются растворенные в крови вредные продукты жизнедеятельности. Раки раздельнополы. Зимой самка откладывает яйца, причем каждое яйцо приклеивает к своим брюшным ножкам.

В начале лета из яиц выходят рачки, которых самка еще долго носит на своих ножках. Периодически старый покров становится тесным для растущего организма. Под ним образуется новый покров.

Происходит линька: старый покров лопается, и из него выходит рак, покрытый мягким и бесцветным хитином. Рак быстро растет, а клетки хитина пропитываются известью, твердеют, и рост прекращается до новой линьки.

Значение ракообразных в природе и народном хозяйстве человека многообразно. Крабы, раки, креветки используются в пищу. Мелкие ракообразные входят в состав планктона (массы плавучей пищи для водных животных, рыб, китов и др.). Поедая трупы животных, раки играют важную роль в очистке водоемов. Дафнии, циклопы и другие мелкие рачки являются хорошим кормом для рыб.

Есть среди ракообразных и паразитические формы, вызывающие гибель рыб. Циклопы являются промежуточными хозяевами ленточных червей.

Тип членистоногие. Класс ракообразные

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologiya-spravochnye-materialy/zoologiya/644-tip-chlenistonogie-klass-rakoobraznye.html

Класс Ракообразные: строение и системы органов, размножение ракообразных и их значение в природе

Общая характеристика ракообразных. Тема: тип Членистоногие класс Ракообразные Системы органов ракообразных

Класс Ракообразные включает около 25 тыс. видов животных, обитающих преимущественно в морских и пресных водах. Типичным представителем этого класса является речной рак.

Внешнее строение

Тело рака имеет твердый хитиновый покров, под которым расположен слой эпителиальных клеток. У ракообразных голова и грудь обычно слиты в головогрудь. Характерной чертой ракообразных является превращение передних туловищных сегментов в головные.

На каждом сегменте, кроме последнего, как правило, находится пара конечностей. В связи с различными функциями форма конечностей ракообразных весьма разноообразна. Конечности головных сегментов обычно утрачивают двигательную функцию, превращаясь либо в часть ротового аппарата, либо в органы чувств.

На передней части головогруди имеется 5 пар конечностей, одни из которых превратились в длинные и короткие усики, выполняющие роль органов осязания, слуха, обоняния, равновесия или химического чувства, а другие используются для измельчения пищи и ее пережевывания.

На каждом сегменте груди находится по паре ног. 3 передние пары превращены в ногочелюсти, принимающие участие в захватывании, удержании пищевых частиц и передаче их к ротовому отверстию. Другие 5 пар грудных ног служат для ползания (локомоторные, они же ходильные ноги).

Передние ноги используются также для захвата пищи, защиты и нападения, поэтому на них имеются клешни.

У раков-отшельников, крабов и других близких видов клешни образовались только на передней паре ходильных ног, у многих видов креветок — на двух передних парах конечностей, а у омаров, речных раков и других — на трех передних парах, но на первой паре клешни значительно крупнее, чем на остальных. При помощи ходильных ног рак двигается по дну головой вперед, а плавает вперед хвостовым концом.

Нервная система и органы чувств

Органы чувств хорошо развиты. Глаза — двух типов: один простой глаз у личинки, отсутствующий у взрослых особей высших раков, и пара сложных фасеточных глаз у взрослых высших раков.

Сложный глаз отличается от простого тем, что состоит из отдельных глазков, одинаковых по строению и состоящих из роговицы, хрусталика, пигментных клеток, сетчатки и т, д.

Полагают, что каждый глазок видит лишь часть предмета (мозаичное зрение).

Органы осязания у рака — длинные усики. На головогруди много щетинковидных придатков, выполняющих, по-видимому, функцию органов химического чувства и осязания. У оснований коротких усиков расположены органы равновесия и слуха. Орган равновесия имеет вид ямки или мешочка с чувствительными щетинками, на которые давят песчинки.

Нервная система ракообразных

Как у кольчатых червей, нервная система ракообразных представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой с парным ганглием в каждом сегменте. От надглоточного ганглия нервы отходят к глазам и усикам, от подглоточного — к ротовым органам и от брюшной нервной цепочки — ко всем конечностям и внутренним органам.

Пищеварительная и выделительная системы

Раки питаются как живой, так и мертвой добычей.

Пищеварительная система у них начинается ротовым отверстием, окруженным видоизмененными конечностями (верхние челюсти образовались из первой пары ног, нижние — из второй и третьей, ногочелюсти — из четвертой-шестой).

Клешнями рак захватывает, разрывает добычу и куски ее подносит ко рту. Далее через глотку и пищевод пища попадает в желудок, который состоит из двух отделов: жевательного и цедильного.

На внутренних стенках более крупного жевательного отдела располагаются хитиновые зубы, благодаря которым пища легко перетирается. В цедильном отделе желудка имеются пластинки с волосками. Через них измельченная пища процеживается и поступает в кишку.

Здесь происходит переваривание пищи под действием секрета пищеварительной железы (печени). Допереваривание и всасывание пищи может происходить в выростах печени. Кроме того, печень имеет фагоцитарные клетки, захватывающие мелкие частички пищи, переваривающиеся внутриклеточно.

Заканчивается кишка анальным отверстием, расположенным на средней лопасти хвостового плавника.

В весеннее и летнее время в желудке речного рака часто обнаруживаются белые камешки (жерновики), состоящие из извести. Запасы ее используются для пропитывания мягких кожных покровов рака после линьки.

Выделительная система у рака представлена парой зеленых желез, расположенных в головном отделе. Выводные каналы открываются отверстиями у основания длинных усиков.

Кровеносная и дыхательная системы

Класс Ракообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце.

Кровеносная система ракообразных

Дышат ракообразные при помощи жабр. Они имеются даже у наземных рачков — мокриц, живущих в погребах, под камнями и в других влажных и затененных местах.

Размножение ракообразных

Большинство ракообразных раздельнополы. Половые железы у обоих полов парные, расположены в грудной полости. Самка речного рака заметно отличается от самца; у нее брюшко шире головогруди, а у самца уже.

Самка выметывает икру на ножки брюшка в конце зимы. Рачки вылупляются в начале лета. От 10 до 12 дней они находятся под брюшком матери, а затем начинают вести самостоятельный образ жизни.

Так как самка откладывает небольшое число яиц, то такая забота о потомстве способствует сохранению вида.

Класс ракообразных делится на 5 подклассов: цефалокариды, максиллоподы, жаброногие, ракушковые и высшие раки.

Значение в природе

Среди мелких ракообразных наибольшая известность принадлежит дафниям и циклопам, обычно обитающим в толще воды и входящим в состав планктона.

Они имеют важное значение в круговороте веществ в природе, являясь существенной составной частью рациона многих рыб и китообразных.

Циклопы наряду с другими ракообразными являются промежуточными хозяевами ряда паразитических червей (лентеца широкого и др.).

Высшие ракообразные — обитатели морских и пресных вод. На суше из этого класса обитают только отдельные виды (мокрица и др.).

Речной рак, крабы, креветки, омары и другие используются человеком в пищу. Помимо того, многие раки имеют санитарное значение, так как освобождают водоемы от трупов животных.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (12 4,33 из 5)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/klass-rakoobraznye/

Конспект урока в 7 классе Тип Членистоногие: общая характеристика. Класс Ракообразные

Общая характеристика ракообразных. Тема: тип Членистоногие класс Ракообразные Системы органов ракообразных

Урок №39 7 класс 05.02. 18.

Тип Членистоногие: общая характеристика. Класс Ракообразные

Цели урока:

Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.

Показать многообразие типа Членистоногие.

Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных

Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.

Развитие умения практической деятельности на уроке.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Определить значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.

Задачи:

Развитие у учащихся навыков работы с интерактивным курсом “Биология 6-11” с целью использования его для самостоятельной работы;

Ознакомление учащихся с внешним и внутренним строением Ракообразных

Развитие у учащихся умения практической деятельности на уроке.

Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данной группы животных.

Оборудование: презентация, речной рак

Ход урока

I. Организационный момент

2 Актуализация знаний

1.Тест по теме ” Тип моллюски”. 7 класс.

1 вариант 1. Обыкновенный прудовик обитает

А — на суше Б — в пресных водоемах В — на стволах деревьев Г — в морях

2. Обыкновенный прудовик питается

А — водными растениями Б — рыбой В — насекомыми Г — дождевыми червями

3. У моллюсков есть пищеварительная железа —

А — терка Б — пищевод В — желудок Г — печень

4. У обыкновенного прудовика за пищеводом распо­лагается

А — желудок Б — глотка В — печень Г — кишка

5. Прудовик дышит

А — жабрами Б — легкими В —-через поверхность кожи Г – через ротовое отверстие

2 вариант

6. В отличие от дождевого червя у прудовика кровь

А — движется по капиллярам Б — не поступает в полость тела

В — переносит кислород и питательные вещества Г — поступает в полость тела

7. У прудовика ненужные организму вещества уда­ляются через

А — поверхность кожи Б — рот В — выделительные трубочки Г — почку

8. Нервная система у прудовика представляет собой

А — скопление нервных узлов

Б — звездчатые клетки, соприкасающиеся отростками

В — окологлоточное нервное кольцо и брюшную нервную цепочку

Г — несколько нервных стволов

9. У моллюсков нет

А — кожиБ — мантии В — кожно-мускульного мешка Г — сердца

10. У всех моллюсков есть

А — мантия Б — кожно-мускульный мешок В — голова Г — раковина

Ответы: 1б 2а 3г 4а 5б 6г 7г 8а 9в 10а

2. фронтальная беседа о типе моллюски.

1. где обитают моллюски?

2. Какие отличия у моллюсков от других животных изученных?

3. какие классы моллюсков вы знаете, приведите примеры

4. Каково внешнее строение?

5.Какие системы органов есть у моллюсков?

6. Как размножаются моллюскиНазовите моллюсков Черного и Азовского морей.

3. Усвоение новых знаний

«Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут –

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут

На мух идет охота!»

(паук) К какому тип у относится паук? А мы изучали Членистоногих? Какая сегодня тема урока?

Тип Членистоногие: общая характеристика.

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение

На несколько отделов разделено их тело

Отделы из сегментов, такое, братцы дело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров

Он защитить способен от всяческих врагов

(Слайд №3)

– Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?

-А знаете ли вы, какие животные относится к данной группе животных?

– Может еще вы что-то знает о этой группе животных?

А чтобы ответить на этот вопрос правильно мы с вами и совершим путешествие в мир членистоногих.

(Слайд №4)

Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1 мл.видов, это2\3 все живущих на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.

– Как вы думаете, почему он такой многочисленный?

– Какие членистоногие обитают в Крыму

Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса.

Работа в группах

1 группа внешне строение рака

Класс Ракообразные

Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.

В чём особенность внешнего строения речного рака?

Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыханий и механических воздействий.

После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела – голову, грудь и брюшко.

Конечности имеют членистое строение, представляя собой систему рычагов.

Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц.

Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки.

Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.

Как правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с метаморфозом

Представителей класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.

2 группа Пищеварительная система

Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы.

3группа кровеносная и дыхательная система Сердце на спинной стороне тела.

4группа– выделительная система Выделительная система представлена “зелеными” железами, открывающимися наружу у основания усиков.

5 группа нервная система Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.

6 группа – органы чувств

7 группа– размножение ракообразных

8 группа Разнообразие ракообразных

9 группа Значение в природе и жизни человека.

ФИЗМИНУТКА

Отчет групп запись в тетрадь

ІV. Закрепление.( Слайд №14) (Использование кроссворда.)

Рефлексия

Я на уроке узнал…

Мне на уроке было ..

Я поделюсь знаниями с …

V. Домашнее задание. (Слайд № 15)

§ 34,35. Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

Подготовить сообщение о скорпионах, пауках, клещах.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-v-klasse-tip-chlenistonogie-obschaya-harakteristika-klass-rakoobraznie-3161886.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.