Общественный прогресс структура и критерии кратко. Критерии прогресса

Общественный прогресс, его критерии , виды и направленность

Общественный прогресс структура и критерии кратко. Критерии прогресса

Прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Регресс – обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей

Критерии прогресса

 развитие человеческого разума, в распространении просвещения (А. Тюрго, М. Кондорсе и др. просветители). Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями

 состояние общественной нравственности (социалист-утопист А. Сен-Симон)

 правовое устройство общества (Ф. Шеллинг)

 степень осознания свободы (Г. Гегель)

 марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, бoлee высокой и развитие производительных сил (коммунисты К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

 Не которые социологи сутью прогресс считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности.

 В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

 Ряд современных социологов критерием прогресса считают меру свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая истории, как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби). Так, А.

Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве в мирной истории, выделил 21 цивилизацию в развитии каждой и которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка разложения. О «закате Европы» писал и О.Шпенглер. Особенно ярок антипрогрессизм К.

Поппера Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для человека, но не для истории

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов.

Развитие орудий труда техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса. Но современное общество обвиняется в упадке морали, в кризисе, бездуховности.

Высока и цель прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными болезнями урбанизации.

Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, и средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности для, свободного развития человека.

Рассмотрим точки зрения на направленность общественного прогресса:

1. Платон, Аристотель, Дж.Вико, О. Шпенглер, А.Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота.

2. Французские просветители – история непрерывно обновляется, совершенствуется со всех сторон жизни общества.

3. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

Прогресс осуществляется разными способами и путями. Различают постепенный и скачкообразный виды общественного прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.

Реформа — частичное постепенное усовершенствование в какой-либо области; преобразование, проводимое законодательным путём.

Революция — полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Реформы — частичные изменения, затрагивающие не всё общество, а отдельные его сферы.

Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы проводятся правительством, проходят гласно, заранее планируются, к их обсуждению привлекаются широкие слои населения, а ход реформы освещается прессой.

Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 282;

Источник: https://studopedia.net/15_28675_obshchestvenniy-progress-ego-kriterii--vidi-i-napravlennost.html

Общественный прогресс и его критерии

Общественный прогресс структура и критерии кратко. Критерии прогресса

Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания.

Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества.

В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу.

И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха поднимает на щит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм.

Просветители определенным образом понимали современную им эпоху (как эпоху «просвещения»), ее роль и значение для человека, и сквозь призму так понятой современности они рассматривали прошлое человечества.

Противопоставление современности, трактуемой как наступление эры разума, прошлому человечества, заключало в себе, конечно, разрыв между настоящим и прошлым, но как только делалась попытка восстановить между ними историческую связь по основанию разума и знания, то сразу возникала идея о восходящем движении в истории, о прогрессе. Развитие и распространение знания рассматривалось при этом как постепенный и накопительный процесс. Неоспоримой моделью для такой реконструкции исторического процесса служило просветителям накопление научного знания, происходившее в Новое время. Моделью служило им также умственное становление и развитие отдельного человека, индивида: будучи перенесено на человечество в целом, оно давало исторический прогресс человеческого разума.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в.

, а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.

Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — ТЮРГО и КОНДОРСЕ — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции.

И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.

Три характерных черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

ВО-ПЕРВЫХ, это идеализм, т.е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале — в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель).

Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии.

Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Бэкон, Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

ВО-ВТОРЫХ, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (Конт, Спенсер).

В-ТРЕТЬИХ, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Если попытаться в общем виде определить ПРИЧИНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека.

В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке ПРОГРЕССОМ (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие РЕГРЕССА. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса.

Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья.

Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЛЛИНГ писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса.

Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел.

Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития.

И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.

Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей.

Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности.

Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Источник: https://students-library.com/library/read/18798-obsestvennyj-progress-i-ego-kriterii

Критерии и содержание общественного прогресса

Общественный прогресс структура и критерии кратко. Критерии прогресса

Определение 1

Прогресс – это направленное развитие при котором происходит движение от низших форм организации к более высоким и совершенным.

Представление о прогрессе зародилось еще в античной философии и сразу же стало объектом яростных дискуссий приверженцев различных философских взглядов и концепций.

Представление о прогрессе как таковом и о развитии вообще, получает свое признание только в диалектических философских системах, в то время как метафизические рассматривают его как иллюзорное, несущественное понятие, в силу неизменности субстанциональных первоначал мира.

Однако способность человечества к накоплению знаний и их передаче от поколения к поколению отмеченная еще древними, реализовалась в Новое время в виде зарождения научного подхода к миру, который сам по себе предполагал возможность развития и роста самого знания, а значит и способностей человека к управлению природой и самим собой. В эпоху Просвещения сформировались идеалы общественного прогресса, тесно связанные с прогрессом научного знания, и веру в способности науки разрешить все социальные проблемы человечества.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Однако уже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков идеалы прогресса получили критическое осмысление, т.к. внедрение рациональности и научных новшеств дало противоречивые результаты – не только улучшение комфортности жизни отдельного индивида и общества, но новые общественные волнения и процессы, а также новые массовые способы ведения войны и террора.

Прогресс перестал восприниматься как линейный и безусловный процесс в человеческом обществе, а лишь как одна из альтернатив общественного развития. Развитие как череда необратимых изменений общественной структуры в свою очередь может привести как к прогрессу, так и к регрессу общества, что нашло свое отражение в цивилизационном подходе Тойнби и Шпенглера.

Подходы к понимаю общественного прогресса

Множество теорий общественного развития и прогресса можно обобщить в три подхода:

  • естественный,
  • стадиальный,
  • эволюционный.

Естественный подход предполагает, что способность к развитию и прогрессу является врожденной для человеческого общества и представляет собой естественное следствие его существования. Базой прогресса выступает рациональный характер человеческого сознания, его способность к накоплению и переосмыслению знаний.

Стадиальный подход базируется на диалектических принципах. Согласно ему в самом устройстве общества существуют некие противоречивые процессы, рост которых вызывает обострение конфронтации и ее последующее разрешение, через переход на более прогрессивную стадию общественного устройства.

Стадиальная модель используется многими теория, от формационной теории марксизма, до теории постиндустриального общества. При этом в качестве источника общественного прогресса как правило рассматриваются материальные параметры общества – уровень развития производительных сил, технический уклад общества и т.д.

Совершенствование способов хозяйствования и рост их производительности влечет за собой перестройку всей социальной системы на новых основаниях.

Эволюционный подход отрицает идею стадиальности общественного развития. С позиции его теорий, развитие и прогресс общества обусловлен возрастающей сложностью общественно-исторических задач с которыми оно сталкивается.

Для решения этих задач общество вынуждено адаптироваться, создавать новые институты и дифференцировать свою структуру.

Параллельно с процессами дифференциации должны протекать и процессы интеграции, налаживания новых обобщающих связей между элементами общества для сохранения его целостности.

Задачи и критерии прогресса общества

Несмотря на существование стадиальных теорий, которые задают достаточно жёсткие рамки и механизмы общественного развития, обуславливая прогресс общества как целенаправленное движение, в действительности в исторической ретроспективе, человеческое общество само по себе вряд ли ставило осознанные цели своего прогресса.

Человек в своих представлениях о благополучном будущем исходил из актуальных ему потребностей сегодняшнего дня, которые были продиктованы его социобиологической природой и связаны в первую очередь с повышением комфортности и безопасности среды обитания, обеспечения ее стабильности и снижения степени тяжелого физического труда.

И общественное развитие неосознанно протекало по пути решения данных задач, в первую очередь технологическими способами – через внедрение машинного труда, перераспределение занятости населения из сферы производства в сферу услуг, создание искусственной среды обитания, независимой от капризов природы, увеличения скорости реализации всех процессов – от производства сельскохозяйственной продукции, до передачи информации.

Как следствие уже в современном постиндустриальном обществе перед человечеством встали качественно новые проблемы, порожденные самим прогрессом, в первую очередь проблема психофизиологической ограниченности человека и его несоответствия реалиям современного мира.

Человек переживает психологическую перегрузку, связанную с неконтролируемыми объемами производимой и потребляемой информации, высокой динамичностью общественных процессов, требованием сверхусилий в профессиональной среде из-за плотной конкуренции, переизбытка человек-человеческого взаимодействия, при котором другие люди перестают восприниматься как субъекты и становятся объектами, инструментами, ухудшения экологии и т.д.

В соответствии с данной проблематикой, в качестве актуальных критериев общественного прогресса выделяют:

  • развитие экономики;
  • рост уровня гуманизации;
  • нравственно-духовный прогресс общества.

Экономический критерий связан с повышением производительности труда, устранением бедности и дефицита. Хотя в западных странах данный критерий находится на высоком уровне, в рамках глобального мира следует констатировать, что его прогресс достигается за счет жесткой эксплуатации стран третьего мира играющих роль сырьевых баз и дешевых производственных комплексов.

Гуманизация общества предполагает увеличение степени свободы его членов, их защищенности, доступа к благам и ресурсам, достижениям культуры и образованию, одним из ключевых показателей является продолжительность жизни. В тоже время гуманизация заключается и в снижении стрессового воздействия производственной эксплуатации, которая в современном обществе только растет.

Нравственно-духовный прогресс предполагает выработку универсальной, общечеловеческой морали, повышение нравственных качеств каждого отдельного индивида, его способности к творческой самореализации и самоактуализации в жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/kriterii_i_soderzhanie_obschestvennogo_progressa/

Общественный прогресс и его критерии — Студопедия

Общественный прогресс структура и критерии кратко. Критерии прогресса

Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. И хотя иногда, как говорил Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует.

Гегель определяет всемирную историю как прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы можем познать в его необходимости.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития.

Долог путь от первобытного стада до современных социальных, информационно-технических систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тыс войн, которые унесли жизней намного больше чем сейчас проживает. Из 3600 лет всего лишь 292 года мирных. В истории возникали мощные государства и гибли тут же.

Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам: становиться ли человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Что принесла людям современная техника – этот идол человечества? Прогресс в его чисто логическом смысле – есть всего лишь абстракция. Развитие искусства это хорошо доказывает.

Сравните шедевры, отдаленные веками, какое из них более художественно. Некоторые авторы утверждают, что биологически, интеллектуально и нравственно люди вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается раковых больных, нервно-психических, умственно-отсталых, СПИД, наркомания, алкоголизм.

Каждый новый источник энергии является новым открытием, способствующий прогрессу производственных сил. Но и это может способствовать угрозой для человека. Некогда Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусства принес людям неисчислимый вред. Как ни привлекательна идея повернуть все вспять, она неосуществима, это попытка уйти от проблемы, а не решить ее.

Современная критика технологического прогресса более изощренна. У нее есть несколько сторон. 1. Осознаны границы роста человеческой цивилизации, по крайней мере на Земле. 2. Приближение новой эпохи, происходит поиск возможности применить плоды самого технологического прогресса к его изживанию. Еще в начале 20 в.

прогресс употреблялся в конкретных оборотах, прогресс народного хозяйства, а современное отражает тенденцию к оперированию обособленными понятиями, символами. Интересное высказывание Шеллинга: идея непрекращающего прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет смысла.

Если прогресс – цель, то для кого мы работаем? Вопрос о историческом прогрессе долгое время трактовали как путь к совершенству. Это развитие от низшего к высшему. Но встает вопрос можно ли считать современный тип общества более высшим чем предыдущий. Если брать технику конечно прогресс есть, а если состояние нравственности – очень спорно.

Перед человечеством встала проблема гармоничного развития всех сфер к высшему. В центре всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Разновидности прогресс: НТП – т.е.

с развитием науке и технике улучшается и развивается производство оно автоматизируется; Социальный прогресс – это постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс – развитие духовности человека, т.е. человек самосовершенствуется.
Прогресс и регресс – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее либо поступательное развитие общества по восходящей линии, расцвет, либо возврат к старым, застой. Критерием служит степень развития производительных сил, экономического строя, науки, культуры и развития личности. Основой развития явл. развитие способа производства.

С общей точки зрение мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации систем. В естественных, как общее совершенствование системы, увеличение возможностей дальнейшего развития. В экономике, нужно исходить не только из уровней и темпов развития производства, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния, качество жизни. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увеличении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира. Выделим три сферы материальной действительности: неорганическая, органическая, социальная, в каждой из которых проявляется критерии прогресса. Для неорганичесской критерием является степень усложнения структуры системы (например молекулярный относительно атомарного). Процесс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. Говоря об общественном прогрессе – это увеличение в обществе счастья и добра. И криетериями ОП являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.

Отношение Человек-Природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические, политические, социальные, и др. заботы. Из за угрозы экологической катастрофы. Когда Мы убьем последнего зверя и отравим последний ручей, тогда Мы поймем, что деньгами питаться нельзя.

Суть ЭУ, в разрыве естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что изменение в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии.

Преодоление глобальных угроз:

1. Развертывание информационной компьютерной, биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации выживания, преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе новой Цивилизации. Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. Переосмысление мира.

2. Демократическое согласие во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях.

3. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. Попытка идейного сближения.

4. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

5. Интеллектуальный поиск.

42. Личность и общество, их взаимодействие———————–

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры.

Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего ,особенного, единичного.

Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды.

К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды – это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду.

Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью.

Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

43. Человек, индивид, личность—————

Индивид (атом) – неделимый, единый, – человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности:1) личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая – Сущностная концепция явл более глубокой.

Личность – индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личность – всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение.

Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Характер означает силу воли. Т.о.

, личность – мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое.

Ответственность – категория, отражающая особое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Необходимость и свобода. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Своб воли – это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход.

=> Свобода личности, общества закл в способности выбирать, принимать решения.

С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. Свобода есть осознанная необходимость.

44. Глобальные проблемы человечества———–

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны.

К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.

Серьезной проблемой – “демографический взрыв”. Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 – 5 млрд, в 2000г более 6 млрд человек.

Свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике.

Второй глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожены за 800 лет.

Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу.

Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.

В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду.

Возрастание темпов прироста населения

требует более интенсивного использования плодородия почв. Интенсивные технологии истощают плодородие почв.

Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре.

Этот кризис касается и современного человека вообще.Современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

Источник: https://studopedia.ru/10_178678_obshchestvenniy-progress-i-ego-kriterii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.