Общие черты и особенности хозяйства стран центрально-восточной европы. Природно-климатические условия восточной европы

Мир науки

Общие черты и особенности хозяйства стран центрально-восточной европы. Природно-климатические условия восточной европы

Природные условия. Длина береговой полосы (без учета России) – 4682 км. Беларусь, Словакия, Венгрия и Чехия не имеют выхода к Мировому океану.

В рельефе региона прослеживаются низменности, холмистые равнины и горы. Территория в основном равнинная.

Горные массивы основном расположены на краях региона: юг окружают Кавказские и Крымские горы, север – Хибины, восток Европейской части России – одна из древнейших (герцинской складчатости) горная система Европы – Уральские горы, мероприятие региона – Судетские, Богемские и Карпатские горы. В горах выражена вертикальная поясность.

Самой горной системой в регионе являются Карпаты, которые образуют выпуклую к северо-востоку дугу длиной почти 1500 км. Средние высоты – 1000 м, максимальная – 2655 м (г. Герлаховский Штит в Татрах).

К Карпатской горной страны принадлежат Западные и Восточные Карпаты, Бескиды, Южные Карпаты, Западные Румынские горы, Трансильванское плато. Они входят в состав альпийской геосинклинальной области.

Внешний пояс дуги составлен флишем (песчаники, конгломераты, глинистые сланцы), внутренний пояс представлен вулканическими породами. Есть много термальных источников.

Три четверти территории региона занимают равнины, а Восточно-Европейская (Русская) является одной из крупнейших на земном шаре (почти 5 млн км2). На ее севере и в центре (средняя высота более 170 м) расположены возвышенности (Тиманский и Донецкий кряжи, Среднерусская, Приднепровская, Приволжская, Подольская возвышенности и т.п.

), на юге – полоса приморских низменностей – Причерноморская, Прикаспийская. Для северных территорий характерен моренно-холмистый рельеф, для центральных и южных – овражно-балочный.

Большинство низменных территорий размещены в прибрежных районах и поймах рек: Среднедунайская (Паннонская), Причерноморская, Пивничнопольська, Приднепровская низменности.

Климат на большей части территории – умеренно-континентальный, средние температуры января – 3о ..-5оС, июля +20 .. +23 оС, осадков выпадает до 500-650 мм в год. На севере Европейской части России климат субарктический и арктический (средние температуры зимы-25о ..

-30, лето короткое и умеренно теплое), на крайнем юге региона – южном берегу Крыма – субтропический средиземноморский. Тропические воздушные массы поступают преимущественно летом из Средиземного моря и обусловливают безоблачную и знойную погоду, зимой тепло (+2 о ..

+4 оС) и влажно.

Достаточно густой является речная сеть в регионе. Равнинные реки – Дунай, Висла, Одер, Тиса, Волга, Кама, Днепр, Днестр – и их притоки преимущественно полноводные, имеют спокойную течение и поэтому относительно малую энергию.

Много здесь и озер: Карельская озерная страна, Ладожское, Онежское, Чудское, Балатон, Шацкие озера и другие. Только в Литве их насчитывается почти 4000. В Беларуси, на севере Украины, в Польше огромными есть площади болотистых территорий, самые известные – Припятский болота.

Целебные минеральные источники есть в Венгрии, Литве (Друскининкай), Чехии (Карловы-Вары), Украина (Миргород, Куяльник и др.), России (минеральные источники Кавказа).

Природные ресурсы. Регион имеет значительные минеральные ресурсы, их богатством и разнообразием занимает одно из первых мест в Европе.

Он полностью удовлетворяет собственные потребности в каменном угле (Верхнесилезский (Польша), Кладненський, Остравско-Карвинский (Чехия), Донбасс, Львовско-Волынский (Украина), Схиднодонбаський, Печорский (Россия) бассейны), буром угле, который добывают во всех странах преимущественно открытым способом (Подмосковный бассейн в России, Днепровский – в Украину, центральные районы Польши, север Венгрии). На нефть и газ богатые недра России (Волжско-Уральский, Тимано-Печорский бассейны), есть незначительные запасы в Украине (Прикарпатье, Днепровско-Донецкий бассейн) и в Венгрии (Среднедунайская низменность), а также на юге Беларуси (Речица). Торф залегает в Беларуси, Польше, Литве, на севере Украины, крупнейшие запасы горючих сланцев – в Эстонии (Кохтла-Ярве) и России (Сланцы). Значительную часть топливно-энергетических ресурсов, особенно нефти и газа, страны (кроме России) вынуждены импортировать.

Рудные полезные ископаемые представлены железными рудами (Криворожский бассейн в Украину, Карелия, Кольский полуостров, Курская магнитная аномалия (КМА) в России), марганцем (Никопольский бассейн в Украине, по запасам крупнейший в Европе и второй по величине в мире), медными рудами (Нижнесилезский бассейн в Польше и Урал в России), бокситами (северо-запад Венгрии), ртутью (Никитовское месторождение в Украине), никелем (Хибины в России).

Среди нерудных полезных ископаемых имеются существенные запасы каменной соли (Донбасс и Крым в Украине, нижнее течение Вислы в Польше), калийной соли (Прикарпатья в Украину, Солигорск в Беларуси, Соликамск, Березняки в России), серы (юго-восток и Прикарпатья в Польши, запад и Прикарпатье – месторождение Новый Роздол – в Украине), янтаря (Латвия и Калининградская область России), фосфоритов (Ленинградская область России, Эстония), апатитов (Хибины в России).

Лесные ресурсы крупнейшие в России (лесистость 50%), Эстонии (49%), Беларуси (47%), Словакии (45%), Латвии (47%). Основную часть лесных площадей составляют насаждения, защищающие воды, поля, морское побережье, ландшафт, а также рощи и парки в рекреационных районах. В России (преимущественно на севере) леса имеют промышленное значение. Средняя лесистость региона – 37%.

Агроклиматические ресурсы благоприятные в южной части региона благодаря достаточному количеству тепла: Украина, юг России, Венгрия.

К главным рекреационных ресурсов относятся морское побережье, горный воздух, реки, леса, минеральные источники, карстовые пещеры. В регионе находятся самые известные морские курорты: Ялта, Алушта, Евпатория (Украина), Сочи, Геленджик, Анапа (Россия), Юрмала (Латвия) и другие. Крупнейший озерный курорт – на озере Балатон в Венгрии.

Лыжные курорты расположены в Карпатах, на Кавказе, в Татрах и Хибинах. Лесные машины в рекреационных целях широко используется в Беларуси, Украины, России, Польши.

В странах Восточной Европы в последнее время создается много национальных парков, среди которых особенно известным и популярным является национальный парк “Беловежская пуща”, где оберегают зубров.

Во многом за счет Европейской части России природно-ресурсный потенциал региона является крупнейшим в Европе. А учитывая то, что в северных районах России имеются огромные запасы топливных, некоторых металлических (цветные металлы) и неметаллических (прежде калийные соли и апатиты) полезных ископаемых, его природные ресурсы имеют мировое значение.

Источник: http://worldofscience.ru/geografija-mira/7016-prirodnye-usloviya-i-resursy-vostochnoj-evropy.html

Общие черты и особенности хозяйства стран Центрально-Восточной Европы

Общие черты и особенности хозяйства стран центрально-восточной европы. Природно-климатические условия восточной европы

ВВП на душу населения в странах региона в несколько раз ниже, чем в большинстве стран Европейского союза. Наиболее высокий показатель у Словении (9 тыс. долл. США в год в конце 1990-х гг.), что ниже, чем у Греции и Португалии — экономических аутсайдеров ЕС. Самый низкий показатель у Албании (менее 1000 долл. США).

За почти полувековой послевоенный период в странах ЦВЕ сформировался особый тип экономики, сложились новые отраслевая и территориальная структуры хозяйства.

Сельское хозяйство стран ЦВЕ находится в очень сложном положении. С одной стороны, регион обладает благоприятными агроклиматическими ресурсами для разнообразного растениеводства и животноводства, богатыми традициями земледелия.

С другой — вступление в ЕС неизбежно приведет к разорению огромной массы как коллективных, так и частных хозяйств, которые не выдержат конкуренции с более сильными западными производителями.

Значительное сокращение производства сельхозпродукции после окончательной интеграции в ЕС рассматривается в странах региона как фатальная неизбежность в условиях капиталистического перепроизводства.

В связи с этим комиссии Евросоюза разрабатывают пакеты программ по социальной поддержке разорившихся крестьян, оценивают возможности качественной реструктуризации и модернизации сельскохозяйственного производства в случае, если это будет нужно для общего продовольственного рынка ЕС. Особенно острые проблемы возникли в странах с малоэффективным сельским хозяйством: Польше, Румынии, большинстве стран бывшей Югославии. Несколько лучше ситуация в Венгрии, Чехии и Словении.

В структуре растениеводства выделяется производство зерна картофеля, сахарной свеклы, овощей, фруктов. Польша — традиционно крупнейший в регионе производитель пшеницы и ржи. Ее часто называют «картофельным полем» Европы, так как до последнего времени здесь выращивалось картофеля столько же, сколько во всей Западной Европе. Главными производителями здесь даже в советское время были частники.

В Венгрии и Румынии выращивают кукурузу и фасоль. Много подсолнечника — это характерный элемент ландшафтов Средне- и Нижнедунайских равнин (Венгрия, Сербия, Румыния и Болгария). Болгария — страна разнообразного овощеводства (перец, томаты, лук и др.).

В регионе многовековые традиции производства алкогольных напитков. Однако сегодня из-за усиливающегося давления конкурентов виноградарство и виноделие переживают нелучшие времена.

С советских времен в России хорошо известны болгарские сухие и полусухие вина, венгерский «Токай». В Балканских странах популярна крепкая сливовая водка.

Чехия славится своим великолепным пивом, которое варят в Пльзене, среди ценителей этого напитка особой популярностью пользуются темные сорта.

Из отраслей животноводства отметим разведение крупного рогатого скота (мясомолочное направление), свиноводство, птицеводство, на юге — овцеводство. Польша выделяется как производитель говядины, Прибалтийские республики известны своими высококачественными молочными продуктами, Венгрия — продуктами из свинины и курами.

Следуя опыту Советского Союза, страны ЦВЕ делают упор на приоритетное развитие базовых отраслей промышленности, энергетики. В результате был создан весьма крупный промышленный потенциал.

В рамках СЭВ сложилось разделение труда, при котором СССР выполнял роль своеобразного «сырьевого придатка» стран ЦВЕ, те, в свою очередь, поставляли в нашу страну в основном готовую промышленную продукцию. В последнее десятилетие XX в.

происходило сокращение промышленного производства, в особенности энергоемкой и металлоемкой продукции.

В период социалистического строительства для обслуживания прежде всего нужд развивающейся промышленности была создана мощная топливно-энергетическая база. В одних странах, например в Польше, Чехии, Словакии и Румынии, она работает в основном на базе местных ресурсов. В других — на импортном сырье, как в Венгрии и Болгарии.

Яркая черта энергетики стран региона — высокая доля угля в энергобалансе. Страны ЦВЕ — мировые лидеры по добыче бурого угля, который сжигается на ТЭС, сооруженных вблизи месторождений.

Наиболее крупные территориально-производственные комплексы на базе бурого угля — Верхнесилезский, Белхатувский в Польше, Северо-Чешский в Чехии, Белградский и Косовский в Сербии. Добыча каменного угля ведется прежде всего в Польше (более 130 млн тонн в год в 1990-х гг.).

Энергетика, ориентированная на уголь, приводит к серьезным экологическим проблемам. Принятие программ по минимизации загрязнений от ТЭС на угле было одним из условий вступления этих стран в Европейский союз.

На Балканах, в республиках бывшей Югославии и в Албании, в производстве электроэнергии велика доля ГЭС. В Румынии используется местная нефть — геополитически значимый ресурс страны, а также газ.

В Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и Болгарии действуют атомные электростанции, построенные советскими специалистами, а в бывшей Югославии — американскими. Ряд стран региона к концу социалистического периода значительную часть своей электроэнергии получал на АЭС. Так, в Болгарии АЭС производила 30% электроэнергии страны, в Венгрии — 22%, в Чехословакии — 21%.

Черная металлургия традиционно развивалась в Польше и Чехии, цветная — в Польше и Сербии. В рамках программ СЭВ в странах ЦВЕ были построены новые металлургические заводы. Все заводы по производству чугуна и стали были ориентированы на импорт руды из СССР.

Самый мощный из них — комбинат Нова-Гута в Польше. После развала СЭВ производство чугуна и стали в регионе сократилось. В 1981 г.

активисты-экологи Кракова развернули кампанию за модернизацию металлургического комбината в Нова-Гуте, являющегося крупнейшим в регионе загрязнителем.

https://www.youtube.com/watch?v=uwY-IE_joYU

Предприятия цветной металлургии базируются прежде всего на местных ресурсах. Польша входит в десятку крупнейших в мире производителей меди, выплавка которой в 1990-х гг. достигала 400 тыс. тонн. Благодаря своим ресурсам цветная металлургия активно развивалась на Балканах.

На базе месторождений бокситов работают алюминиевые заводы в Задоре (Хорватия), Мостаре (Босния и Герцеговина), Кидри- чево (Словения), Подгорицах (Черногория). Крупные алюминиевые заводы действуют в Секешфехерваре (Венгрия) и Слатине (Румыния). В начале 1980-х гг.

под давлением экологов и общественности был закрыт алюминиевый завод в Скавине (Польша), крайне неблагоприятно влиявший на окружающую среду.

В социалистический период главной отраслью промышленности большинства стран ЦВЕ (кроме Албании) стало машиностроение. Однако в целом оно развито качественно слабее, чем на западе Европы. Большая часть выпускаемой продукции неконкурентоспособна. Это связано, в частности, с тем, что в отличие от Запада здесь воздействие конкуренции было минимальным.

Около половины Продукции машиностроения производилось на экспорт, значительная часть которого предназначалась для «неприхотливого» потребителя — СССР. Например, венгерские «Икарусы», которые никогда бы не купила ни одна западноевропейская страна, успешно покупались или поставлялись по бартеру в нашу страну и до сих пор колесят по дорогам России.

Автомобилестроение ни по количественным, ни по качественным показателям не сопоставимо с западноевропейским. На сегодняшний день на европейском рынке удержалась чешская «Шкода», предприятия компании находятся в городах Пльзень и Млада-Болеслав.

Большинство же автомобильных заводов либо свернули производство нерентабельной продукции, либо были обанкрочены, а их производственные фонды куплены западными компаниями и модернизируются.

В наследие от социалистического периода здесь остались заводы по производству тяжеловозов и грузовиков «Татра» в Остраве (Чехия), железнодорожных вагонов и локомотивов в Чехии, Польше и Латвии (Рижский вагоностроительный завод), микроавтобусов «РАФ» (Латвия, Рига), мотокаров в Болгарии, экскаваторов в Эстонии.

Польша и Хорватия выпускали морские пассажирские и рыболовецкие суда. Судостроительные верфи в Гданьске получили всемирную известность, но не благодаря выпускаемым судам, а потому что здесь родился независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой, поднявший поляков на борьбу с советской системой уже в начале 1980-х гг.

Еще одна отрасль, унаследованная от социалистического периода, — химическая промышленность. На базе собственных ресурсов развивались производство минеральных удобрений и коксохимия в Польше, Чехословакии и Румынии.

Нефтеперерабатывающие заводы и нефтехимические предприятия размещаются на пересечении магистральных нефтепроводов с реками (Плоцк в Польше, Братислава в Словакии, Сасхоломбатга в Венгрии, Панчево в Сербии и Черногории). При их строительстве прежде всего ориентировались на советскую Нефть, доставляемую сюда по построенному в 1964 г. нефтепроводу «Дружба».

Некоторые предприятия нефтепереработки и нефтехимии строились в портах (Гданьск в Польше, Бургас в Болгарии), что после развала социалистической интеграции и частичной переориентации на поставки нефти из стран ОПЕК оказалось более выгодно. Нефте- и газопереработка в Румынии исторически и по сей день базируется на трансильванских месторождениях в центре страны.

«На плаву» в странах ЦВЕ остался и ряд фармацевтических предприятий. Россиянам известны компании «КРРА» (Словения), «Гедеон Рихтер» (Венгрия), «Польфа Краков» (Польша).

Относительно неплохо представлена легкая промышленность. Страны ЦВЕ производят хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани. Старейший район текстильной промышленности в Центрально-Восточной Европе — Лодзинский в Польше. На производстве три- котажа специализируется бывшая Югославия.

Особо выделяется среди отраслей легкой промышленности производство обуви. С советских времен в России известна польская, чешская, румынская и югославская обувь — продукция заводов в Радоме и Халмеке (Польша), Злине (бывший Готвальдов, Чехия), Тимишоара и Клуж-Напока (Румыния), в Борово и Загребе (Хорватия). Чехия знаменита своим стеклом и художественной керамикой.

Третичный сектор в ЦВЕ развит слабее, чем в Западной Европе. Для большинства стран ЦВЕ важная отрасль специализации хозяйства — туризм.

В советское время озеро Балатон в Венгрии, хорватский курорт Дубровник, Варна в Болгарии пользовались большой популярностью среди тех, кто выезжал из нашей страны по туристическим путевкам за границу Главные туристские пляжные районы сформировались вдоль Адриатического и Черного морей, а горно-туристские районы — в Карпатах и Судетах. Развитие туризма в приморских странах бывшей Югославии, особенно в Хорватии и Черногории, затормозилось в период острого политического кризиса и войн на Балканах в 1990-х гг. Несмотря на дешевизну и благоприятный климат, пустеют многие пляжи Болгарии и Румынии. Албания планирует найти свою нишу в туриндустрии стран ЦВЕ прежде всего на базе использования живописных приморских ландшафтов.

Больше всего туристов принимают Венгрия (более 10 млн) и Чехия (8—10 млн). Именно в этих странах, обладающих богатейшим культурно-историческим наследием, создана лучшая в регионе инфраструктура туризма. Ежегодные доходы от туристского бизнеса в Венгрии в 2001 г. составили 3,5 млрд долл., в Чехии превысили 2 млрд долл.

В транспортной инфраструктуре в отличие от западноевропейской сохраняется высокая доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузоперевозок. Хотя густота железнодорожной сети здесь меньше, чем на Западе, грузов по железным дорогам перевозится больше. Дороги в основном электрифицированы.

Последние десятилетия последовательно улучшалась сеть автомобильных дорог. Ведется строительство скоростных автомагистралей европейского класса, в частности от Балтики до Босфора по маршруту Гданьск — Варшава — Будапешт — Белград — София — Стамбул.

Традиционно весомую роль играет водный транспорт, как морской, так и внутренний, речной. Внешняя торговля ведется через порты Гданьск — Гдыня и Щецин в Польше, Констанца-Аджиджа в Румынии, Варна и Бургос в Болгарии, Риека в Хорватии.

В сети внутреннего водного транспорта Европы одно из ключевых звеньев — водный путь Рейн — Майн — Дунай. Его развитию содействовало строительство в 1970-х гг.

двух гидроузлов с крупнейшими в Зарубежной Европе шлюзами и мощными гидроэлектростанциями «Железные ворота I и II» в районе ущелья Катаракты между отрогами Южных Карпат с севера (Румыния) и Восточно-Сербскими горами с юга.

Эксплуатация водных путей, к сожалению, осложняется частыми конфликтами между придунайскими странами на экономической и экологической почве. Вот уже более 10 лет идет тяжба между Венгрией и Словакией по поводу строительства гидрокомплекса Габчиково- Надьмарош.

Территориальная структура хозяйства в странах ЦВЕ в целом относительно менее зрелая, чем в странах Западной Европы, и имеет несколько общих черт:

  • большой отрыв столиц по общему экономическому потенциалу от других городов;
  • сильные внутренние различия территорий по уровню экономического развития;
  • меньшая насыщенность территории транспортной инфраструктурой.

Наиболее сложную ТСХ имеют Польша, Венгрия и Чехия.

Источник: https://geographyofrussia.com/obshhie-cherty-i-osobennosti-xozyajstva-stran-centralno-vostochnoj-evropy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.