Первый сон Раскольникова. Значение снов Раскольникова

Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Литерагуру

Первый сон Раскольникова. Значение снов Раскольникова

Guru · 30.01.2018

Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести».

 В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны.

Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.

  • 1 Сны Раскольникова
  • 2 Сны Свидригайлова
  • 3 Значение и роль снов

Сны Раскольникова

  • О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.
  • Об Африке. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.
  • Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.
  • О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз  старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.
  • Сон на каторге. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом,  это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович  — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет.

Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его.

Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он  начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной  женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий  Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Значение и роль снов

Ю.Ф.Карякин, литературовед, публицист и автор работ о творчестве Достоевского, пишет следующее:

Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Таким образом, в сновидениях раскрываются истинные характеры героев, в них показано то, в чем люди боятся признаться даже самим себе.

Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • 10 класс
  • Преступление и наказание
  • Федор Достоевский

Источник: https://LiteraGuru.ru/sny-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сны Раскольникова и их значение: сочинение и анализ каждого сна

Первый сон Раскольникова. Значение снов Раскольникова

Человеческие сны как таковые ещё не изучены полностью. Кто-то считает, что они нам ниспосланы божественными сущностями, и если их проанализировать, можно многое узнать, кто-то — что это просто игра подсознания, которому присниться может что угодно.

Как бы то ни было, сны в человеческой культуре всегда играли роль чего-то, что идёт из бессознательного и составляет скрытые мысли и чувства.

Сочинение-анализ на тему снов Раскольникова и их значения, а также краткое содержание всех снов помогают лучше понять этот колоритный персонаж и прочувствовать всю глубину его переживаний.

Убийство лошади

Первое сновидение Раскольникова происходит накануне убийства старухи. Пересказ его переносит нас в детство героя. Он гуляет с отцом «в праздничный день за городом», и проходят они мимо кабака, где «всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались…».

И видит Родион, что в огромную телегу для ломовых коней впряжена «маленькая, тощая, саврасая клячонка».

Из кабака выходит орущая толпа, и один, «молодой, с толстою такою шеей и мясистым, красным, как морковь, лицом» по имени Миколка, приглашает всех садиться, утверждая, что ледащая кобылка «вскачь пойдёт» с этаким возом.

С него смеются, но пьяный не слушает и продолжает зазывать всех в телегу. Люди в конце концов соглашаются и со смехом взяв кнуты, чтоб понукать лошадёнку, лезут в воз. Миколка и ещё двое парней начинают бить лошадь кнутами. «Секи до смерти!» — кричит Миколка.

Маленькому Раскольникову становится жалко лошадь, он спрашивает отца, зачем с ней обходятся так жестоко. Затем он вырывается и бежит к лошади, желая помочь хоть как-нибудь.

Ей уже плохо, она едва стоит на ногах, но всё же из последних сил начинает лягаться, вызывая новый взрыв хохота от пьяной толпы в телеге.

Раскольников подбегает к лошади, «плачет», «сердце в нём поднимается» от жалости к живому существу, он даже не замечает, что и сам, как лошадь, получает удары кнута.

Наконец, Миколка достал оглоблю из телеги и стал ею охаживать свою лошадь. Она, не выдержав этого, падает, но снова встаёт, бессильно пытаясь вырваться.

Но она не может сдвинуть телегу, не может скрыться от остервенелых ударов кнута и оглобли.

Миколка, «в ярости, что не может убить сразу, с одного удара», решает довершить дело ломом и, призывая на помощь народ криком «Добивай!», приканчивает лошадь.

Этот сон имеет огромное значение.

После него Раскольников на некоторое время отказывается от запланированного убийства, и вследствие этого «так легко становится у него на душе» (к несчастью, позже он узнал, что в определённый день старуха будет дома одна, и это стало решающим фактором его сомнений). Это полное отражение внутреннего состояния Раскольникова на тот момент. Основные символы сна:

  1. Ключевой «скрытый» герой — это душа Раскольникова. Её автор рисует в лошади, впряжённой в телегу и впоследствии убитой. Сам Раскольников своими сомнениями довёл её до плачевного состояния «ледащей клячи».
  2. Огромная телега символизирует непосильную ношу, взваленную Раскольниковым на свою измученную душу.
  3. Также автор обрисовывает добрую и злую стороны Родиона — это, соответственно, он в детстве и Миколка. Мальчик изо всех сил желает помочь лошади — «душе» Раскольникова, достучаться до него, свести его с губительного пути, но он бессилен, слишком мал, слишком слаб. А Миколка большой, сильный, жестокий, он упорно пытается убить «душу» Родиона и в исступлении кричит: «Моё добро!», «Убью!», «Вскачь пойдёт!». В этих речах Миколки есть аллегория на слепое, неразумное упорство Раскольникова в его собственной теории о «тварях дрожащих и право имеющих».
  4. Ещё один герой сна — это толпа людей, взирающих на эту сцену. Это мысли Раскольникова. Одни из них «берут кнуты» и осыпают лошадь ударами, другие посмеиваются, третьи смотрят сочувственно, четвёртые осуждают — всё, как в голове человека, испытывающего сомнения, да и просто размышляющего над тем или иным вопросом.

Символика первого сна — самая богатая из всех, она делает именно его самым важным. Достоевский как бы наглядно показывает масштаб внутренней борьбы Раскольникова, пытается в последний раз образумить героя.

Что можно сказать о первом сне Раскольникова в итоге:

  • автор с помощью, казалось бы, неясных образов показывает нам внутреннее состояние героя, то, до чего он довёл свою душу постоянными сомнениями и мыслями о грехе;
  • это как бы последний зов добра, что ещё осталось в Родионе, последняя попытка уберечь его от ошибки, но добро побеждает, к сожалению, лишь на время;
  • однако то, что он всё же совершит преступление, было ясно, как день: ведь во сне лошадь всё же умирает, а значит, пути назад для Родиона уже нет.

Оазис в Африке и избиение на лестнице

Второй сон Раскольникова не так важен и значителен, как остальные, и происходит до убийства старухи.

Герою снится Африка, оазис посреди египетской пустыни, яркий, тёплый, с золотым песком и ключевой водой.

Эта короткая грёза контрастна бедной, унылой, однообразной жизни Раскольникова, она показывает, что герою хотелось бы оказаться в другом месте, где всё иначе, вырваться из серости будней.

Следующее знаковое сновидение — описание того, как поручик Илья Петрович избивает квартирную хозяйку Раскольникова. Он бьёт её жестоко, голос его «ужасен от злобы и бешенства».

Раскольников слышит душераздирающие крики, которые издаёт хозяйка, «неестественные звуки, вой, вопль, скрежет, слёзы». Он ужасается, «страх, как лёд, обложил его душу», он боится настолько, что не может запереть дверь на крючок. В конце концов крики и побои прекращаются. Вскоре входит Настасья.

Раскольников спрашивает, что произошло, на что получает ответ, что никакого избиения не было и «это кровь в тебе играет».

Это происходит после совершения убийства и позволяет Раскольникову в полной мере осознать, на какое зверство он решился. Причём данный сон был для него практически реальностью. Достоевский показывает своему герою и читателю, что насилие человека над человеком отвратительно и неприемлемо.

Раскольниковым овладевает леденящий душу страх. Он боится того, что совершил, боится разоблачения, боится буквально всего. Он стал убийцей, совершил грех и за это последует расплата, но не тюрьма, а муки совести, неизвестности и сомнений — страшнейшее наказание для любого человека.

Вторичное убийство старухи-процентщицы

Четвёртый сон из ключевых для романа — это сон о смеющейся старухе Алёне Ивановне, убитой Родионом. Его сюжет прост — Раскольников выходит из квартиры, чтобы «что-то сделать и поспешить, но что именно — он не помнил». Какой-то мещанин поманил его за собой на улице.

Раскольников засомневался, но пошёл за ним. Его привели в квартиру, где была убита им старуха. Там она сидела в углу и смеялась. В исступлении и бешенстве Раскольников начал бить её топором, но смех становился всё громче.

Он попытался убежать, но кругом были люди, смотрящие на него молча и выжидающе.

В этом сне Родион снова пережил содеянное преступление, которое не покидает его ни на минуту ни во сне, ни наяву. Достоевский сочетает смерть со смехом, делая сон гротескным, фантастическим, устрашающим. Прежде всего в этом сне показывается страх Родиона перед разоблачением.

Он боится быть осмеянным за своё деяние (над ним ведь смеялась даже убитая им процентщица!), боится осуждения. При этом старуха, побиваемая топором, не умирает, потому что бессмертна, потому что символизирует память героя о преступлении.

Сколько ни пытайся, эту кровь ему не оттереть.

Конец света и перерождение Раскольникова

Последний, переломный сон. Он снится Раскольникову уже в эпилоге, на каторге, во время болезни. Эта фантастическая грёза повествует о конце света, наступившем из-за паразита, который сводит с ума, но заставляет заражённого думать, что он есть истина и ум.

Люди заражались городами, и переставали «понимать друг друга», «не могли согласиться, что добро, а что зло». Войны, голод, разруха воцарились на земле. Люди «убивали друг друга в бессмысленной злобе».

Собравшись вместе ради какого-то дела, они не могли даже понять друг друга.

Всё, что кормило и двигало человечество, больше не существовало: земледелие, наука, искусства исчезли. Болезнь захватила весь мир, и лишь избранные, которые могли спасти планету, выжили, но о них никто ничего не знал.

Символика этого сна очевидна:

  1. Неизвестный паразит символизирует заразительные идеи, которые, как правило, совершенно несостоятельны и безумны, но их создатели считают их единственно верными и готовы ради них на всё. Таким образом, между людьми, ставшими слепыми и одержимыми, больше не может быть согласия. В мире больше нет никаких ценностей и понятий, каждый сам для себя устанавливает их. А раз люди не могут жить по единым законам и договариваться исходя из них, то и мир людской существовать не может.
  2. Конец света — одновременно и символ смерти идеи Раскольникова, и символ его духовного перерождения и обновления, как и болезнь. Герой, словно птица феникс, сгорает в лихорадке и в этом страшном сне, чтобы очиститься от греховных мыслей и возродиться из пепла. После этого сна и болезни Раскольников смог открыть свою душу любви — любви к Соне и к людям, и принятию: он, ранее ненавидевший товарищей по каторге, стал к ним добрее, и они ответили ему тем же.

Таким образом, сны Раскольникова показывают нам самые важные этапы его жизни до и после убийства: сомнение, мечты о лучшей жизни, ужас от содеянного, страх разоблачения и, наконец, духовное возрождение.

Композиционная функция этого приёма оправдана, когда нужно показать внутреннее состояние героя.

Достоевский, как тонкий психолог, заставляет нас пройти весь этот путь вместе с ним, описывает не только внешнее, но и внутреннее, подсознательное его состояние.

В каждом сне есть собственное сообщение, они помогают раскрытию характера Родиона (а также и Свидригайлова, тема снов которого также описана в тексте книги), кратко и идейно доносят до нас то, о чём нельзя сказать вслух.

Ниже таблицей показано, в каких главах происходят сны Раскольникова таблица:

Об убийстве лошадиГлава V, часть I
Про АфрикуГлава VI, часть I
Про избиение хозяйкиГлава II, часть II
Про убийство старухиГлава VI, часть III
О конце светаЭпилог, часть II

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/sny-raskolnikova-i-ih-znachenie-sochinenie-i-analiz-kazhdogo-sna.html

Первый сон Раскольникова. Значение снов Раскольникова

Первый сон Раскольникова. Значение снов Раскольникова

В композиции романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сны Раскольникова занимают важнейшее место, являясь неотъемлемой частью построения произведения.

Сны в романе – это отражение внутреннего мира героя, его идей, теорий, мыслей, скрытых от его сознания.

Это важная составляющая романа, которая дает читателю возможность проникнуть во внутренний мир Раскольникова, понять саму сущность его души.

Сны в психологии

Изучение личности человека – очень тонкая наука, балансирующая между точными установками и философскими умозаключениями. Психология часто оперирует такими загадочными и неоднозначными категориями, как “сознание”, “бессознательное”, “психика”.

Здесь для разъяснения поступков человека главенствующим является его внутренний мир, скрытый порой даже от самого пациента. Свои аморальные мысли и чувства он загоняет глубоко вовнутрь, стыдясь признаться в них не только окружающим, но даже самому себе.

Это вызывает душевный дисбаланс, способствует развитию неврозов и истерий.

Для разгадывания состояния человека, истинных причин его моральных страданий психологи часто используют гипноз или разгадывание сновидений. Именно сон в психологии – это выражение бессознательного в психике человека, его подавленного “я”.

Сон как прием психоанализа в романе

Достоевский – очень тонкий психолог. Он словно выворачивает наизнанку души своих героев перед читателем. Но делает это не явно, а постепенно, как бы рисуя перед зрителем картину, на которой каждый должен увидеть особенные узоры.

В произведении “Преступление и наказание” сон – это способ раскрытия внутреннего мира Раскольникова, его переживаний, эмоций и дум. Поэтому так важно определить содержание снов Раскольникова, их смысловую нагрузку.

Также это необходимо для того, чтобы разобраться как в самом романе, так и в личности героя.

Церковь и кабак

В течение всего произведения Родион Романович видит сны пять раз. Точнее, три сна и два полубреда, происходящие на грани сознания и нереальности.

Сны Раскольникова, краткое содержание которых позволяет уловить глубинный смысл произведения, позволяют читателю ощутить внутренние противоречия героя, его «тяжелые размышления». Так происходит в случае с первым сном, в котором в какой-то степени идет внутренняя борьба героя. Это очень важный момент.

Это сон перед убийством старухи-процентщицы. На нем необходимо заострить внимание. Это системообразующий эпизод, от которого, как от камня, пущенного в воду, расходятся волны по каждой странице романа.

Первый сон Раскольникова – порождение болезненного воображения. Он видит его в своей «комнатушке» после того, как повстречал пьяную девочку на бульваре. Сон возвращает Родиона в далекое детство, когда он жил в своем родном городке.

Жизнь там настолько проста, обычна и скучна, что даже в праздничные дни ничто не в состоянии разбавить «серенькое время». Причем сон Раскольникова Достоевским изображался в мрачных, отталкивающих тонах.

Контраст создает лишь зеленый купол церкви да красные и синие рубашки, которые принадлежат пьяным мужикам.

В этом сне есть два места, которые являются противопоставлением друг другу: кабак и церковь на кладбище. Церковь на кладбище является определенным символом: как жизнь начинает свою человек в церкви, так и заканчивает ее там же.

А кабак, в свою очередь, ассоциируется у Родиона со злобой, низостью, закостенелостью, пьянством, грязью и развращённостью его обитателей.

Веселье обитателей кабака как у окружающих, так и у самого маленького Роди вызывает только страх и отвращение.

И два этих центра – кабак и церковь – не случайно находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Этим Достоевский хочет сказать, что человек, какой бы он ни был отвратительный, может в любой момент прекратить низкую жизнь и обратиться к всепрощающему Богу. Для этого лишь надо начать новую, «чистую» жизнь, жизнь без грехов.

Старый детский кошмар

Обратимся теперь не к символам этого сна, а к самому Родиону, который во сне погрузился в мир своего детства. Он вновь переживает кошмар, свидетелем которого был в раннем детстве: Родион вместе с отцом направляется на кладбище, чтобы навестить могилу маленького брата, погибшего в 6-месячном возрасте. А путь их пролегал через кабак.

У кабака стояла ломовая лошадь, которая была запряжена в телегу. Из кабака вышел пьяный хозяин лошади и стал приглашать своих приятелей прокатиться на телеге. Когда старая лошадь не сдвинулась с места, Микола стал хлестать ее кнутом, который он затем сменил на лом.

После нескольких ударов лошадь умирает, а Родион, видя это, бросается на него с кулаками.

Анализ первого сна

Именно этот в романе «Преступление и наказание» сон является важнейшей составляющей всего романа. Он позволяет впервые увидеть читателям убийство. Только убийство не задуманное, а реальное.

В первом сне заложен смысл, который несет огромную смысловую и символическую нагрузку. Он наглядно демонстрирует, откуда у героя развилось чувство несправедливости.

Это чувство – порождение исканий и ментальных страданий Родиона.

Всего лишь один в произведении «Преступление и наказание» сон Раскольникова – это тысячелетний опыт угнетения и порабощения людьми друг друга. Он отражает жестокость, которая и управляет миром, и ни с чем не сравнимую тоску по справедливости и человечности. Эту мысль с поражающим мастерством и ясностью Ф.М. Достоевский смог показать в столь коротком эпизоде.

Второй сон Раскольникова

Интересно, что после того, как Раскольников увидел первый сон, он долгое время больше не видит снов, кроме посетившего его перед убийством видения — пустыня, в которой есть оазис с голубой водой (это символ: голубой – цвет надежды, цвет чистоты).

То, что Раскольников решает напиться из источника, говорит о том, что еще не все потеряно.

Он еще может отказаться от своего «опыта», избежать этого ужасного эксперимента, который должен подтвердить его сумасбродную теорию о том, что убийство “вредного” (плохого, подлого) человека непременно принесет облегчение обществу и сделает жизнь хороших людей лучше.

На грани бессознательного

В лихорадочном припадке, когда герой мало что соображает из-за бреда, Раскольников видит, как хозяйку его квартиры якобы избивает Илья Петрович. Нельзя выделить этот эпизод, произошедший во второй части романа, в отдельный сон, так как это в большей степени «бред и слуховые галлюцинации».

Хотя это в какой-то мере говорит о том, что герой предчувствует, что будет «отщепенцем», «изгоем», т.е. на подсознательном уровне знает, что его ждет наказание.

Но также, возможно, это игра подсознания, которое говорит о желании уничтожить еще одну «тварь дрожащую» (хозяйку квартиры), которая так же, как и старуха-процентщица, не достойна, по его теории, жить.

В третьей части произведения Родиону, который уже расправился с Аленой Ивановной (также убив при этом невинную Лизавету Ивановну), снится еще один сон, постепенно переходящий в бред. Очередное сновидение Раскольникова подобно первому.

Это кошмар: старуха-процентщица во сне жива, и на бесплодные попытки убить себя она отвечает Раскольникову смехом, смехом «зловещим и неприятным». Раскольников пытается убить ее повторно, но гомон толпы, которая настроена явно недоброжелательно и злобно, не позволяет ему сделать дело.

Достоевский этим показывает мучения и метания главного героя.

Психоанализ автора

Этот сон полностью отражает состояние героя, который был «надломлен», так как его эксперимент показал ему, что он не способен переступать через людские жизни. Смех старухи – это смех над тем, что Раскольников оказался не «Наполеоном», который с легкостью может жонглировать человеческими судьбами, а ничтожным и смешным человеком.

Это своеобразное торжество зла над не сумевшим уничтожить в себе совесть Раскольниковым. Чисто композиционно этот сон является продолжением и развитием размышлений Раскольникова над своей теорией, по которой он делил людей на “тварей дрожащих” и тех, кто “право имеет”.

Эта его неспособность перешагнуть через человека и подведет Родиона к черте, к возможности в дальнейшем «возродиться из пепла».

Последний сон

Последний в романе “Преступление и наказание” сон Раскольникова является еще одним своеобразным полусном-полубредом, в котором нужно искать надежду на возможность перерождения героя. Этот сон избавляет Родиона от сомнений и поисков, так мучавших его все время после убийства.

Последний сон Раскольникова – это мир, который должен исчезнуть из-за болезни. Как будто в этом мире есть духи, которые наделены умом, которые обладают волей, способной подчинять людей, делая из них марионеток, бесноватых и сумасшедших.

Причем сами марионетки после заражения считают себя истинно умными и непоколебимыми. Зараженные люди убивают друг друга, как пауки в банке. После третьего кошмара Родион исцеляется. Он становится нравственно, физически и психологически свободным, исцеленным.

И он готов следовать совету Порфирия Петровича, готов стать «солнцем». Он приближается тем самым к порогу, за которым кроется новая жизнь.

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию совсем другими глазами, теперь он видит, что она бесчеловечна, и расценивает ее уже как опасную для человеческого рода, для всего человечества.

Исцеление

Таким образом, Раскольников переосмыслил всю свою жизнь, круто изменив свое мировоззрение. Главное достижение Раскольникова – это его отказ от несостоятельной теории. Его победа в том, что он смог освободиться от заблуждений.

Герой постепенно приблизился к духовному и нравственному совершенству, т.е. прошел путь, хоть трудный, болезненный и наполненный страданиями, но все же очистительный и духовно возрождающий.

Именно страдание у Достоевского – это путь к настоящему счастью.

Заключительный аккорд

В статье были изложены сны Раскольникова кратко и сжато, но максимально точно, без утери важных моментов. Эти сны очень важны в содержании произведения. Они, словно нить, связывают события в романе.

Именно описания снов способствуют тому, что читатель предельно концентрируется на сюжетных перипетиях, на системе образов, которые вводит автор. Грезы героя подготавливают читателя к последующим сценам и имеют большое значение для понимания основных идей романа.

Они также значимы для произведения в художественно-изобразительном плане.

Помимо этого, сны очень важны тем, что помогают определить психологическое состояние Родиона, его чувства и эмоции. Автор посредством грез главного героя проводит важный психологический анализ. Сон Раскольникова, в котором он видит себя ребенком, позволяет нам понять его душевное самочувствие.

Он тогда пытался сопоставить свое отвращение к убийству лошади с ощущениями от реального убийства, которое задумал. Возможно, если бы он прислушался к своим ощущениям, то смог бы избежать внутреннего раскола, который и стал для него ужасной трагедией.

К тому же первый сон явно дает понять читателю, что Раскольников – не пропащий человек, что ему присущи сострадание и желание защитить слабого. Это позволяет посмотреть на “подлого убийцу” под другим углом.

Сны в романе имеют свои отдельные функции и настроения в каждом конкретном эпизоде романа, но их общее назначение неизменно. Значение снов Раскольникова заключается в том, чтобы раскрыть основную идею произведения.

Идею, которая говорит нам о том, что каждый человек – это ценность, нельзя делить людей на “вшей” и “полезных”. Идею, которая показывает, что никто “права не имеет” вершить человеческие судьбы.

Идею, которая свидетельствует о том, насколько тяжелы муки совести.

Многие писатели использовали сны в своих произведениях, но мало кто смог добиться того, чего добился Ф.М. Достоевский. То, как он тонко, глубоко и вместе с тем ярко описал с помощью сна психологическое состояние персонажа, поражает не только обывателя, но и истинных знатоков литературы.

Источник: https://FB.ru/article/163787/pervyiy-son-raskolnikova-znachenie-snov-raskolnikova

Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского

Первый сон Раскольникова. Значение снов Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.

Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова.

Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой. Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора.

Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве. 

Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории.

Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница.

Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.

Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.

Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя.

Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.

Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории. 

2 вариант

Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно.

Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях.

Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении.

Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.

Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное.

Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев.

Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.

Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека.

В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой.  Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве.

Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное.

Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.

Сочинение 3

Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя. 

В первый раз герою привиделась сцена из раннего детства. Он увидел ненавистный кабак, пьяных и злых мужиков, избивающих беззащитную лошадь. При этом недалеко от этого страшного места виднеется церковь, навевающая на героя теплоту и спокойствие.

Сон Раскольникова тяжёлый и мрачный, в нём преобладают чёрные и серые тона. Единственное светлое пятно – церковь, олицетворяющая духовное спасение героя, который придёт в конце концов к Богу, к вере.

Сон отражает двойственную натуру героя, испытывающего сострадание к животному и способного при этом убить человека.

Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.

Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу.  Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием.

Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления.

Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.

Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных.

Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь.

Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.

← Образ и характеристика Настеньки (Белые ночи)← Мечтатель и Настенька в повести Белые ночи↑ ДостоевскийИх воскресила любовь Соня и Раскольников →Раскольников и Соня сравнительная характеристика →

  • Сочинение Мой любимый спортсмен

    Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции

  • Сочинение по поэме Руслан и Людмила 5 класс рассуждение

    С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.

  • План рассказа Малька провинилась Белова 3 класс

    Однажды зимой я пошел к соседке попросить молока. Подойдя к дому, я услышал, как хозяйка ругала кого-то. Я очень удивился, и даже представить не мог, на кого бы это Лидия могла так браниться.

  • Сочинение Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор Гоголя

    Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.

  • Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Вишневый сад Чехова

    В последнее время я часто начал читать произведения Антона Павловича Чехова. Его произведения трогают меня до глубины души, поднимают философские вопросы и заставляют задуматься над вопросами мира

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/sny-raskolnikova-i-ih-znachenie-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.