Шипящие согласные звуки в русском языке. Шипящие буквы русского алфавита – обучение чтению детей

Шипящие буквы русского алфавита

Шипящие согласные звуки в русском языке. Шипящие буквы русского алфавита - обучение чтению детей

Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении.

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков – 10, согласных – 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: “жи-ши” пиши с “и”, “ча-ща” пиши с “а”, “чу-щу” пиши с “у”, тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)

Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы “Ж” и “Ч” являются звонкими согласными, две другие буквы “Ш” и “Щ” – глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково – они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед.

С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы “М” – ее можно “проговорить” и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв.

Воздух при этом выдыхается. При произношении звука “жжжжж” включаются ые связки, поэтому этот звук получается более громким.

Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет

Щипящие согласные – согласные [ш], [ж|, [«'], а также [ш'] [ж'], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш'], [ж'], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.

) или в результате изменения сочетаний согласных с /: 'chj, 'sj>$', *gj, 'zj, “dj>z\ 'kj', 'tj>c” .

Исконная мягкость \ш'], [ж'], [ч'\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти.

Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/'], [ж'], [ч'] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных.

Обучение буквам

В истории рус. языка [шг] и [ж'] подверглись отвердению, а [ч'\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце

существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.

Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж'] возникли из

Древне -русские сочетаний [ш'т'ш'], [ж'д'ж'] (восходящих к сочетаниям соответственно 'stj, 'skj, *sk и 'zdj, *zgj.

'zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу — [иш'т'ш'у]> >[иш'у], леща – [л'сш'т'ш'в]>[л'еш'а], дрожжи – [др6ж'д'ж'и\>\др6Ж'и], дождик –

\д6ж'д'ж'ик]>[д6Ж'ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а

иногда сохраняются в виде [шч'}, [ждж'] или [шт'], [жд']. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: []ёжу], [вбжы], [в'иЖат'] или сочетания [жд']

Русский алфавит транскрипция

Игры на логику и мышление Интересные, весёлые, логические игры-задания для вашего ребёнка – “Пирамидка”, “Соедини по точкам”, “Матрёшки” и другие. Так занимательно и увлекательно, что просто невозможно оторваться! Раскраски Раскраски Игры для детей онлайн, позволяющие развивать творческие способности ребёнка.

Здесь можно рисовать и раскрашивать, делать наш мир красивее и ярче! Пазлы Пазлы Развивающие игры для детей, в которых необходимо собрать целую картинку из множества кусочков.

Пазлы – это невероятно увлекательно, необычайно интересно и весьма полезно! Загадки и ребусы Загадки и ребусы Ваш ребёнок любит отгадывать весёлые загадки, решать хитроумные ребусы и увлекательные шарады? Тогда вам обязательно понравится этот раздел нашего сайтика!

Алфавит-то он не сложный. Всё так же, только букв чуть побольше. А, вот, словообразование.. . Тут абсолютный тупик. Недавно мне в руки попала библия, написанная на старославянском. Чудо.

Одни и те же предложения писались разными словами, словосочетаниями и выражениями, а смысл всё равно один.

Тут можно провести сравнение с РЖЯ (Российский Жестовый Язык) (Язык глухих) У одних и тех же слов, в зависимости, от эмоциональной окраски, от сокровенного смысла, заложенного во фразу и от человека, эту фразу составившего полноценно зависит её внешний вид

Алфавит Для сербскохорватского языка используются две системы письма: хорватская латиница (гаевица) и сербская кириллица (вуковица) . В Боснии и Черногории кириллица и латиница официально равноправны.

В Хорватии используется только латиница. В Сербии официально кириллица является единственным алфавитом, но вне официального обихода латиница используется почти так же часто, а ряд сербских газет выходит только на латинице.

В Интернете безусловно доминирует латиница.

песня «Алфавит» (сл. И. Резника, муз. Р. Паулса). А! — Алфавит пройдем мы вместе, Б! — Будем петь его как песню.

В! — Весело его споем мы! Г! — Громче грома, громче грома! Д! — День сегодня музыкальный, Е! — Есть у нас талант вокальный, Ж! — Жить без знаний скучно было! 3! — Знанья — это наша сила! И! — И тому пути открыты, К! — Кто подружит с алфавитом.

Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка, М! — Метель, метро, матрешка. Н! — Небо, невод, нить, невеста, О! — Овод, облако, оркестр! П! — Попугай поет по нотам. Р! — Рой пчелиный строит соты. С! — Стрекоза в саду стрекочет, Т! — Такса лапками топочет.

У! — Утка слушает пластинки, Ф! — Фанту пробует фламинго! X! — Хор не плох, есть слух у хора! Ц! — Царь зверей — его опора! Ч! — Чтим его, рычит он чисто! Ш! — Шесть заменит он солистов! Щ! — Щедрый мир нам дарит песня. Э! — Этот день собрал нас вместе: Ю! — Юмористов, оптимистов, Я! — Ясли-садовских артистов.

Согласные буквы русского алфавита

С раннего возраста для человека крайне важно развитие таких универсальных качеств, как реакция, скорость мышления, фантазия, логика и так далее. Пожалуй, будет очень сложно найти какое-либо средство, которое развивает эти характеристики лучше, чем видеоигры.

Мало того, красочные картинки способны надолго приковать внимание ребёнка, заставляя его вновь и вновь возвращаться к столь интересному занятию. В разделе «Для детей» мы собрали массу видеоигр, в которые можно играть онлайн прямо в браузере без регистрации и совершенно бесплатно.

Наша подборка способна похвастаться огромным разнообразием жанровых принадлежностей, героев и игровых процессов.

Эти игры дают возможность не только перенести многие классические игры для детей в виртуальное пространство, при этом сделав их более интересными и увлекательными, но и абсолютно новый спектр разнообразных интернет-развлечений.

Игры для детей онлайн настолько разнообразны, что даже самые взыскательный маленький геймер найдет здесь что-нибудь, что соответствует его интересам и вкусам. Останутся довольны и родители. Во-первых, тем, что игры не только интересные, но и полезные для малыша.

Есть очень широкий спектр развивающих игр, которые тренируют память, внимание, реакцию ребенка, дают ему представление о логических взаимосвязях предметов, учат думать, анализировать и принимать верные решения. Можно часами складывать кубики и конструкторы, а можно посвятить время развивающим детским играм на нашем сайте.

Вы будете поражены тем, насколько легко и с удовольствием ребенок усваивает информацию, играя. От вас требуется только следить за тем, чтобы малыш не засиживался за компьютером слишком долго. Для детей постарше мы предлагаем большой выбор онлайн игр, копирующих популярные настольные игры. Это маджонг, три в ряд и многие-многие другие.

Есть и специфические виды игр, рассчитанных исключительно на девочек или мальчиков. Для юных сорванцов это футбол, хоккей, бейсбол, гольф, игры с космической тематикой. А для девочек – одевалки, танцы, возможность почувствовать себя хозяйкой салона красоты или магазина модной одежды.

Понравятся детям и игрушки в духе знаменитых тамогочи, где нужно заботиться о маленьком щенке или забавном хомячке. Когда ребенок попросит завести домашнее животное – предложите ему сыграть в такую игру, чтобы он понял, сколько заботы и ответственности требует даже самый маленький питомец.

Одним словом, игры онлайн для детей рассчитаны на то, чтобы удовлетворить запросы самой широкой детской аудитории. Они яркие, красочные и увлекательные. В них интересные задания и симпатичные герои. Все это гарантирует ребенку много приятных игровых минут, а родителям – уверенность в том, что малыш с пользой проводит время за компьютером.

Современный алфавит русского языка

не надо ребенка мучить алфавитом. Есть замечательный букварь Жуковой (зеленая обложка) занимаясь по нему ребенок начинает сразу читать. У меня сын занимался по нему и все знакомые, кто им пользовался были очень довольны. Желаю успехов в учебе вашему малышу! А алфавиту его в школе научат, когда он будет постарше.

Считайте все подряд – запомнит. И начинайте с представления о количестве, автоматическое проговаривание цифр по порядку особой пользы в себе не несет. Алфавит зачем в 5 лет? Позже выучит.

Развивающие игры Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Разумеется, для ребенка от 1 года до 3 лет и для ребенка от 3 до 7 лет должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трем годам появляются ролевые игры.

С трех и до семи уже формируется активная речь и ребенок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек.

В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребенка. Развить способности ребенка вам помогут развивающие игры онлайн, которые предназначены для детей дошкольного возраста.

Всем нам приходилось в свое время учиться работать на компьютере, это навык приобретенный, с ним никто не рождался. Как известно, для ребенка, особенно для дошкольника, лучшая форма обучения — игровая. Тут все просто.

Ребенку нравится какая-то игрушка, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере.

Практически на интуитивном уровне понимает как открыть нужный ему раздел на сайте, загрузить интересующую его игрушку… Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», но просто играет!

Современный русский алфавит

Инициатива развивающей игры с ребенком до года всегда принадлежит родителям! Игры с малышом, лежащим в колыбели, – это не игры в полном смысле слова. Они принципиально отличаются от салочек, классиков или пятнашек. Малыш только что родился, и он не имеет представления о том, что же такое игра.

И тем более не знает, как пригласить к участию в игре окружающих. Мама и папа, играя с крохой до года, сами должны предлагать ему разнообразные увлекательные занятия. И малышу не останется ничего другого, как откликаться на их игровые предложения, познавая все новые и новые грани окружающего мира.

Если вы только-только стали родителями, скорее всего, вас переполняет желание сделать все для того, чтобы кроха вырос самым здоровым, самым счастливым, в общем, самым-самым. Вероятно, вы сделали прекрасный ремонт в детской и приобрели качественную мебель. Купили для малыша лучшие игрушки и одежду.

А в будущем собираетесь отдать его в лучший садик, лучшую школу, дать ему лучшее образование и развить в нем лучшие качества… Впрочем, стоит ли ждать будущего для того, чтобы начинать занятия с малышом? (Рекомендую также заранее прочитать статью на женском сайте “Солнечные руки” о том, как развивать речь у ребенка “Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли”). Вы ведь наверняка слышали о развивающих играх до года. Так не будем откладывать их в долгий ящик. Не беда, что малыш еще лежит в колыбели. Играть с крохой можно уже с самых первых недель (и даже дней!) жизни. Но для начала родителям следует узнать ряд тонкостей.

песня «Алфавит» (сл. И. Резника, муз. Р. Паулса). А! — Алфавит пройдем мы вместе, Б! — Будем петь его как песню.

В! — Весело его споем мы! Г! — Громче грома, громче грома! Д! — День сегодня музыкальный, Е! — Есть у нас талант вокальный, Ж! — Жить без знаний скучно было! 3! — Знанья — это наша сила! И! — И тому пути открыты, К! — Кто подружит с алфавитом.

Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка, М! — Метель, метро, матрешка. Н! — Небо, невод, нить, невеста, О! — Овод, облако, оркестр! П! — Попугай поет по нотам. Р! — Рой пчелиный строит соты. С! — Стрекоза в саду стрекочет, Т! — Такса лапками топочет.

У! — Утка слушает пластинки, Ф! — Фанту пробует фламинго! X! — Хор не плох, есть слух у хора! Ц! — Царь зверей — его опора! Ч! — Чтим его, рычит он чисто! Ш! — Шесть заменит он солистов! Щ! — Щедрый мир нам дарит песня. Э! — Этот день собрал нас вместе: Ю! — Юмористов, оптимистов, Я! — Ясли-садовских артистов.

Друге статьи: Букварь Жукова Олеся ; Картинки алфавит русский для детей ; Картинки алфавит русский для детей ; Учим азбуку ;

ГрамотаБуквы; ПрописьКнижки; Английский;  Статьи; Логопедия; Память; Музыка;  Счет; Внимание; Воображение;

Источник: https://poskladam.ru/bukvy/alfa_shipiaschie_bukviy_russkogo_alfavita.html

Урок обучения грамоте

Шипящие согласные звуки в русском языке. Шипящие буквы русского алфавита - обучение чтению детей

Нижегородская обл.

р.п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС

Тема урока:

« ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Учитель начальных классов: Орешкина Н.И.

ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч’][щ’];

  1. формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;

  2. развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;

  3. воспитание интереса к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками

ХОД УРОКА

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Если хочешь много знать

Многого добиться,-

Обязательно читать

Должен научиться.

На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

  1. ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.

-Какие звуки в русском языке всегда мягкие?

-Какие звуки всегда твердые?

-Какие буквы не обозначают звуков ?

-Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного?

-Какие гласные буквы обозначают два звука?

Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3

Пота ро..а лы…и шала…

Ласто..ка …ётка …уК ма…ина

..асы до..ечка у…и у..и

Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.

Вывод : это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4

Работа в парах. Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах.

– Говори тихо!

-Будь вежлив!

– Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!

ЧА-ЧА- ЧА – горит в комнате свеча

ЧУ-ЧУ – ЧУ – молоточком я стучу

ОЧЬ – ОЧЬ – ОЧЬ – наступила ночь

ЩА- ЩА -ЩА – мы несем домой леща

АЩ – АЩ – Ащ – мы наденем плащ

ЖИ -ЖИ -ЖИ – здесь живут ежи

ЖУ -ЖУ -ЖУ – молоко дадим ежу

ЖА- ЖА -ЖА – есть иголки у ежа

ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ – дождь прошел уже

ША -ША -ША- мама моет малыша

ШУ -ШУ – ШУ – другу я письмо пишу

АШ- АШ- АШ – дам сестренке карандаш

-Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!

-Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- ( 3 хлопка)

Кто ходит без плаща? (Шаги)

Щи – щи – щи ( 3 хлопка)

Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы)

6. Работа по Букварю.

-Прочитаем буквы.

-Есть ли здесь шипящие ? Все они здесь?

-Какого звука нет?

    1. Чтение стихотворения В. Пивоварова

« Ручеёк» Чтение про себя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6

Туман – непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.

Ручей – водный поток, текущий струей

В виде чего написано стихотворение? (Диалога)

Что такое диалог?

Между кем и кем идет разговор?( между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик , нам не понять)

– На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее)

– Что означает такая запись? (долгий звук А)

– Каким этот звук должен быть по громкости?( Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника)

Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор)

6.3 Чтение стихотворения по ролям.

  1. Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98

Чтение текста учителем, читающим учеником.

Сравнение содержания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный)

Как бы вы озаглавили этот текст? ( « Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка»)

– Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника(ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе , рождают небольшую речку..

Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7

Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца?

  1. Выразительное чтение текста.

Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку.

Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8

Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья?

С помощью шипящих звуков.

Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими.

Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах.

10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

11.РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ.

Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку.

Найди лишнее слово. Слайд 9

Ручка, морж, веселье, водитель ( объяснить орфограммы)

Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть.

Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10

  1. Работа с домиком – таблицей.

Заселен последний домик в городе Алфавитинске

Какие буквы в нем живут?

Какие звуки они обозначают?

-Что общего? ( непарные глухие согласные)

13.ИТОГ УРОКА.

– Какие звуки мы сегодня повторяли?

Что вам понравилось, запомнилось?

Что показалось сложным?

14. Рефлексия.

Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки.

Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.

Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось.

Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Урок окончен. Спасибо за работу! Слайд 11

Источник: https://infourok.ru/urok-obucheniya-gramote-shipyaschie-soglasnie-zvuki-460709.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.